Перед выездом в дорогу рекомендуется заехать на СТО и проверить
уровень всех жидкостей в системах авто, состояние тормозных колодок и
дисков, подвески, рулевого управления, а также работоспособность
кондиционера. В порядке должны быть и щетки стеклоочистителя, а в
багажнике – омыватель для стекол, аптечка, огнетушитель, запаска,
домкрат, аварийный знак «стоп» и светоотражающий жилет.
Кроме того, каждый ребенок младше 12 лет во время езды должен
сидеть в специальном детском кресле. Нарушителей этого правила
европейская полиция штрафует жестоко. Для путешествия за границу
автомобилисту обязательно понадобится GPS-навигатор, который не позволит
сбиться с пути, и «туристические» сим-карточки, чтобы сэкономить на
разговорах в роуминге.
Тем, кто едет в поездку несколькими машинами, бывалые
путешественники рекомендуют брать с собой рации. Это удобный способ
бесплатного общения – так проще договариваться о «санитарных
остановках», и не нужно тратиться на дорогую мобильную связь. А вот
экономить на ночлеге в дороге небезопасно. Есть риск остаться без
автомобиля и личных вещей. Чтобы такого не случилось, следует оставлять
ночевать машину только на платных стоянках, при этом предварительно
забрав с собой все ценные вещи и гаджеты.
Что касается номеров в отелях, то их лучше бронировать заранее не
только в конечном пункте следования, но и по дороге в предполагаемых
местах ночевок.
Опыт автопутешественников:
Тарас Королев
Когда: апрель 2010 года
Куда: Киев – Чехия (г. Брно) – Киев
На сколько: 7 дней
Количество путешественников: 1 чел.
Проехали: более 2500 км
Расходы на топливо: около 300 евро
Дорожные расходы (питание, ночевки): около 300 евро
Я ездил на своем автомобиле в чешский город Брно, чтобы погонять
на местном мототреке на спортивном байке, который я вез с собой из
Украины. Это путешествие было особенным еще и потому, что в дорогу я
отправился один. Друга, с которым мы собирались в путешествие, в
последний момент срочно отправили в командировку в Москву.
Первым делом я подготовил автомобиль к дальнему пути. Заехал на
СТО и показал машину специалистам. Автомобиль был загружен по максимуму:
в багажнике «залег» мотоцикл, запчасти к нему, инструмент, покрышки,
металлические канистры и личные вещи.
В дороге должно быть комфортно, и ничего не должно раздражать.
Поэтому лишний мусор из карманов дверей, подстаканников и бардачков я
убрал. Положил туда самое необходимое в дороге: страховку, сервисную
книжку, влажные салфетки. В подстаканники поставил воду без газа. А еще я
всегда помню, что при пересечении границы таможенники заглядывают в
любые автомобильные «нычки», и к этому нужно быть готовым. Перед выездом
я обязательно проверяю, что у меня там завалялось. Поверьте, охотничий
нож, пневматический пистолет, патроны и прочее могут создать ненужные
проблемы.
Что касается навигации, то я никогда не надеюсь только на ту, что
встроена в машину, а беру с собой дополнительно проверенный навигатор.
Перед поездкой обновляю его карты, ведь в Европе постоянно появляются
новые автобаны, которые позволяют существенно сократить время в пути. А
вот навигатором смартфона я не пользуюсь, он влетает в «копеечку» из-за
роуминга.
С собой за границу всегда беру две банковских карты разных систем
и разных банков, а также наличные. Часто бывает так, что банкоматы
«съедают» карту или она размагничивается, а можно просто забыть PIN-код,
поэтому лучше всегда иметь две карты.
Номера в отеле я бронирую заранее. Кроме очевидных удобств,
заранее оплаченная бронь в отеле – необходимое условие для получения
визы. В Чехии сутки проживания обходятся приблизительно в 40 евро.
Отдельный и очень важный вопрос в дороге – это организация
питания. От его качества зависит то, каким ты доедешь до точки
назначения. Я предпочитаю брать с собой продуктовую термосумку, в
которой в отдельных ланч-боксах расположена домашняя еда: запеченное или
отварное мясо, гарнир из печеных овощей, хлеб, твердый сыр, кефир или
йогурт, фрукты, термос с чаем. Скоропортящихся продуктов нужно избегать,
как и случайных придорожных кафе.
Чтобы снизить риск аварий, в дорогу я отправляюсь хорошо
отдохнувшим. Если в пути чувствую усталость, тогда жую орешки и прочие
снеки – обычно помогает не заснуть за рулем. Обязательно каждые два часа
делаю 15–30-минутные остановки, чтобы размять руки, ноги и шею.
Дарья Лантух
Когда: февраль 2011 года
Куда: Киев – Австрия (г. Бад Хофгаштайн) – Киев
На сколько: 14 дней
Количество путешественников: 4 чел.
Проехали: около 4500 км
Расходы на топливо: более 400 евро
Дорожные расходы (питание, ночевки): около 1200 евро
Началось все с идеи покататься на лыжах всей семьей. Учитывая
нашу подготовку и то, что у нас двое непоседливых детей, мы с мужем
выбрали для отдыха спокойное место в Альпах – курорт Бад Хофгаштайн.
Выбрали даты поездки, забронировали номер в гостинице и получили визу в
австрийском посольстве. Ехать на горнолыжный курорт решили машиной.
Подготовка ее к путешествию много времени не заняла, поскольку месяцем
ранее авто прошло плановый техосмотр. Загрузили запаски, цепи на колеса,
поскольку собирались ехать в горы, личные вещи и отправились в дорогу.
На медицинских страховках мы никогда не экономим – в дороге
случиться может всякое. За границу всегда берем с собой «туристические»
мобильные карточки. Получается существенно дешевле, чем говорить по
роумингу. Например, в Европе входящие звонки – бесплатные, а исходящие –
от 40 до 60 центов за минуту.
Чтобы быстрее проехать украинскую границу, можно приезжать в
пункты пропуска ночью – там в это время мало людей, и процедура
прохождения таможни занимает вдвое меньше времени. Хотя бывают и
исключения из правил. Ехали в австрийский Бад Хофгаштайн мы неспешно,
через Венгрию, с остановками в Мукачево и в Вене. Выехав на заграничный
автобан, нужно строго соблюдать скоростной режим, иначе штраф за
превышение скорости в размере 35–50 евро обеспечен.
Для автопутешественника один из рисков – остановиться с пустым
бензобаком посреди трассы. Дело в том, что иногда ближайшую заправку
приходится искать часами. Так что лучше всегда иметь на экстренный
случай запасную канистру бензина в багажнике машины. Тяжелее всего
приходится на обратном пути, когда заезжаешь с идеальных европейских
дорог на украинское бездорожье. Вот тут включайте всю свою бдительность,
ведь не только резину прорезать можно, а и колесо в яме оставить. Мы
всегда возвращаемся домой днем, потому что лучше видно дорогу и меньше
шансов наткнуться на неприятности.
Ирина Немирович
Когда: январь 2009 года
Куда: Киев – Италия (г. Венеция) – Киев
На сколько: 12 дней
Количество путешественников: 4 чел.
Проехали: около 4400 км
Расходы на топливо: около 600 евро
Дорожные расходы (питание, ночевки): около 1280 евро
Желание отдохнуть на итальянском горнолыжном курорте в деревеньке
Арабба и посетить Венецию удалось реализовать в январе. Поехали мы на
своем автомобиле всей семьей: я с сестрой и наши родители. Маршрут
путешествия пролег через Венгрию и Австрию. В дорогу выехали по традиции
рано утром, чтобы не стоять в городских пробках. Из Киева отправились в
сторону Ужгорода к украинско-венгерской границе. Стараемся ездить
именно через границу с Венгрией, потому что очереди там намного меньше,
чем на границе с Польшей. Кроме того, венгерские автобаны очень хороши и
запросто дадут фору даже немецким.
Проехав границу, на первой встречной заправке купили виньетку на
авто, которая разрешает проезд по всем автобанам Венгрии. У нас ее нигде
ни разу не проверяли, но лучше не рисковать. Ее стоимость порядка 14
евро, а срок действия – месяц. Венгрию пересекли без остановок, и днем
были уже в Вене.
Для австрийских автобанов тоже нужно покупать виньетку. Стоит она
дешевле – 8 евро, но действует только 10 дней. Первая остановка за
рубежом у нас была в австрийской гостинице Ibis 3*. Заранее номера там
не бронировали, а сам отель нашли по GPS-навигатору. Он расположен
недалеко от центра города и автомагистрали, а также там есть охраняемая
парковка. В гостинице предлагали завтраки по 9 евро с человека. Но мы
нашли место, где завтракают местные жители, – небольшое кафе в двух
кварталах от отеля, принадлежащее пожилой паре. За смешные 10 евро с
человека мы там получили вкуснейшую яичницу с баварскими сосисками,
тостами и домашним молоком.
После прогулки по Вене и посещения дворца Шенбрунн отправились на
следующую ночевку – в Зальцбург. Это город, которому в идеале стоит
посвятить несколько дней, но у нас в распоряжении был только один.
Красивейшая природа и архитектура города просто завораживают. На ужине
решили не экономить, чтобы полностью насладиться фирменными блюдами
австрийской кухни. Попробовали оленину в вишневом соусе, шницели, торт
захер, яблочный штрудель и еще много вкусностей.
Наслаждались красотой Зальцбурга до обеда следующего дня, после
чего отправились в итальянский регион Доломиты, деревню Арабба. Автобаны
в Италии тоже платные, но только отдельные их участки. На въезде и
выезде с платных отрезков дорог стоят шлагбаумы и будочки с кассирами.
Рассчитываться можно как наличными, так и платежной картой. Средняя
стоимость проезда – 2–5 евро, в зависимости от длины платного участка.
Если платить не хочется, можно с помощью GPS проложить маршрут без учета
платных трасс, но это сильно удлиняет поездку (перерасход горючего!) и
уменьшает среднюю скорость путешествия. В дороге очень подвел навигатор –
отправил нас на перевал, который зимой обычно закрыт. Пришлось блуждать
около часа по горному серпантину на высоте 3,2 тыс. метров во время
сильной метели, пока не вернулись на нужную дорогу и не добрались в
гостиницу.
В один из дней мы отправились в Венецию. Выехали утром и к 11:00
уже были на месте. В этом городе у нас возникла громадная проблема с
парковкой автомобиля. Наше авто достаточно высокое – порядка 2 метров, а
с прикрепленным лыжным боксом и того выше – около 2,3 м. Большинство же
европейских парковок либо подземные, либо многоэтажные с ограничением
по высоте 1,9–2,2 метра. Мы исколесили все окраины Венеции, но нужного
безопасного места для парковки автомобиля так и не нашли. Пришлось ехать
за черту города на специальную парковку для туристических автобусов, о
которой мы знали из опыта автобусных евротуров. Оттуда в город нас
доставили на катере. Зимой в Венеции намного спокойнее и приятнее, чем
летом. И можно насладиться красотой города, не толкаясь вместе с сотнями
тысяч других туристов. После обеда, плавно перешедшего в ужин,
отправились назад в Араббу.
Обратный путь из Италии в Киев был с ночевками в Вене и во Львове и занял три дня.