Полтора столетия назад женщины из Восточной Европы попадали в сексуальное рабство за границу точно так же, как и в наше время
В этом «Комментарии» убедились на открытии выставки «Желтый билет», посвященной теме торговли женщинами в 1860-1930 годах в Европе и Америке. К слову, Киев стал первым городом Восточной Европы, в который автор и куратор выставки Ирен Стратенверт привезла экспозицию после Германии.
По словам историка Ольги Мартынюк, тема «белого рабства» (то есть торговли своим телом), начиная с 1880 годов и до начала Первой мировой войны, не сходила со страниц европейских газет.
Точно так же, как и в 1990-х, в 1860-1930-х годах молодые девушки и женщины из Восточной Европы отправлялись в дальние страны в поисках лучшей жизни. Но билет до Нью-Йорка, Стамбула или Буэнос-Айреса для многих из них оказывался «желтым».
«Желтым билетом» называли удостоверения секс-работниц в Российской империи. В нем указывали личные данные, место проживание, состояние здоровья женщины.
«В Российской империи полиция, в первую очередь, преследовала мужчин, которые занимались торговлей женщинами. Уже в начале ХХ столетия была актуальной тема аферистов, которые заманивали девушек, особенно евреек, предлагая им ехать в дальние страны в поисках лучшей жизни, - рассказывает Ольга Мартынюк. - Вопросом торговли людьми начала активно заниматься созданная в 1920-х годах организация Интерпол. Но, несмотря на все усилия международного сообщества, причины «белого рабства» так и не были устранены».
Социолог Пол Кинси в 1924 году так описал атмосферу квартала красных фонарей в столице Уругвая: «Калле Ербаль - главная улица квартала красных фонарей в Монтевидео. Звучит музыка, вокруг шумят женщины, населяющие здешние дома, слышно их монотонные голоса: «Следующий, пожалуйста!», «Вне очереди!» или «Да, как ты захочешь!». Громко еще и потому, что мужчины и проститутки, как на восточном базаре, торгуются за соблазнительные услуги: наверняка, это был бы дурной тон - не торговаться за цену манящего товара. На крылечках стоят девушки всех мастей: белые, черные, мулатки, и слышен стук по флорентийской двери - так они привлекают внимание прохожих и зовут к себе…»
Большинство этих девушек были иммигрантками, вынужденными вдалеке от дома зарабатывать на кусок хлеба единственным доступным им способом. Хотя в Новый Свет они ехали совсем не за тем, чтобы превратиться в сексуальных рабынь, а надеясь получить работу танцовщиц или официанток...
«Это произошло осенью во Львове. Мы бродили по улице без работы. К нам подошла незнакомая маклерша и спросила, не нужна ли работа. Мы согласились, и она повела нас в Пилинкарский переулок в бордель и оставила там, - писали в письме управлению полиции подруги Фанни Вайнер и Лиза Коваль. - Нас отвезли в Бомбей, и там нам так же, как и раньше, пришлось страдать молча, потому что нас очень мучили и избивали. После долгих месяцев удалось спастись. Теперь мы свободны, но денег почти нет, чтобы вернуться домой. Мы просим милостивую полицию поверить нам и строго наказать всех тех, кто поступал с нами несправедливо и из-за кого мы должны были так страдать».
К сожалению, даже в наши «продвинутые» времена похожие письма могут написать тысячи женщин по всему миру, которых так ничему и не научил горький опыт предшественниц. Ведь пока проституция остается прибыльным бизнесом, всегда найдутся желающие заработать не только на своем, но и на чужом теле.
Дискуссия о том, стоит ли запрещать проституцию, в прессе обычно вызывает почти такое же бурное обсуждение, как вопрос о запрете абортов. Общество торговлю собственным телом осуждает, однако действенного способа искоренить это явление в мире еще не придумали. Как свидетельствует история, криминализация проституции отнюдь не способствует ее исчезновению: прибыльный «бизнес» лишь глубже уходит в тень.
Сами «жрицы любви» утверждают, что имеют право распоряжаться своим телом по собственному усмотрению, в том числе и зарабатывать им на жизнь. В борьбе за свои права представительницы «древнейшей профессии» объединяются в общественные движения и даже создают благотворительные фонды. Одной из таких организаций является Всеукраинская лига «Легалайф».
«Наша благотворительная организация существует с 2009 года и объединяет секс-работниц со всей Украины, - рассказала «Комментариям» председатель Лиги Елена Цукерман. - Главная наша задача - защита прав женщин, особенно тех, против кого было совершено насилие. Также стремимся убедить правительство Украины создать безопасную и недискриминационную по отношению к секс-работникам правовую и социальную среду».
Одна из самых острых проблем, связанных с торговлей телом, — сексуальное рабство, в которое молодые женщины попадают помимо своей воли, выезжая за границу в поисках лучшей жизни. Многие до сих пор не понимают, что их ждет, соглашаясь на заманчивые предложения «работы танцовщицей» или «официанткой» с зарплатой в несколько тысяч долларов в месяц. Хотя, казалось бы, информации о том, чем могут обернуться такие обещания, в прессе было опубликовано немало.
ЦИТАТА
Август Бебель, деятель германского и международного рабочего движения, автор известной книги «Женщина и социализм»: «Брак – лицевая сторона медали, проституция – оборотная. Следовательно, проституция является необходимым социальным учреждением, подобно полиции, армии, церкви, предпринимательству». Источник
|