С 6 апреля государственная администрация железнодорожного транспорта "Укрзализныця" начала именную продажу билетов . Теперь при покупке проездных документов нужно называть свои имя и фамилию. А при посадке на поезд - показывать проводнику документы, удостоверяющие личность: паспорт, водительское удостоверение, студенческий и другие.
Именные билеты продаются только на поезда дальнего сообщения. Такой подход, по мнению руководства Министерства инфраструктуры, должен минимизировать вероятность спекуляций в железнодорожной отрасли. Впрочем, пока это лишь ожидаемый результат. На деле именная продажа билетов привела к возникновению лишней работы кассиров и проводников и увеличила очереди в кассы. В этом лично убедилась корреспондент "Главреда " - она побывала на киевском железнодорожном вокзале и одной из первых купила себе именные билеты в Днепропетровск.
Стрессовые покупки
На вокзал корреспондент отправилась вечером в четверг, после работы. Обычно в такое время на пребывание в очереди в ж/д кассы уходит 20-30 минут. Но с введением именной продажи билетов на стояние в очереди пришлось потратить почти час.
"Еще раз продиктуйте свою фамилию по буквам", – нетерпеливо говорит кассир, мужчине пенсионного возраста, стоящему перед корреспондентом "Главреда ".
"Шти-тель-ман. Михаил Петрович", – слегка раздражаясь, уже в третий раз отчетливо и громко повторяет мужчина свои паспортные данные.
Еще пару минут у него уходит на препирательства с кассиром. И он получает на руки билет. Уходит, но через минуту возвращается. В написании фамилии допустили ошибку – вместо "Ш" напечатали "С". Еще пять минут уходит на то, чтобы перебить билет. Кассир закрывает окошко – у нее начался перерыв. В очереди начинают возмущаться.
Спустя 10 минут кассир возвращается. Корреспонденту "Главреда " везет больше, чем предыдущему покупателю. Ее простую и распространенную фамилию печатают быстро, не переспрашивая. И все же даже на такую ускоренную процедуру у продавца проездных документов уходит в два раза больше времени, чем раньше, до введения именных продаж.
Еще сложнее выкупить билеты, забронированные по Интернету. В таких кассах очень длинные очереди – помимо фамилии и имени, кассиру нужно вбить длинный код на бумажной распечатке. Далеко не самая современная техника быстро зависает.
И здесь обстановка крайне напряженная. Ведь большинство владельцев купленных через Интернет билетов приехали менять свои распечатки в день отправления поезда. Обычно – за час-полтора до его отхода с вокзала. У многих сдают нервы. В очередях не просто возмущаются, дело порой доходит до нецензурной брани, истерик и даже легких потасовок. Так, например, один подвыпивший строитель, опаздывающий на поезд в Москву (оттуда у него стыковка в какой-то дальний уголок России) чуть не подрался с тоже спешащим на поезд куда-то на Западную Украину студентом Киевского политеха.
А вот посадка на поезд менее стрессовая. Впрочем, это лишь в том случае, если пассажир не забыл документы, удостоверяющие личность. Проводники уверяют – без документов на поезд не посадят. Рискуют остаться без работы.
Война – спекулянтам
Такие неудобства – явление временное. И оправданное. Во всяком случае, в этом убеждены в профильном министерстве. Отметим, в этом ведомстве ввести именную продажу билетов хотели еще в конце прошлого года. Тогда Борис Колесников, будучи вице-премьером - министром инфраструктуры говорил: "Это является вынужденной мерой в связи со спекуляцией и коррупцией". По его словам, такой механизм позволит выявлять тех, кто занимается массовой скупкой железнодорожных билетов, и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам.
Действительно, в Украине существует спекулятивный рынок перепродаж билетов. Наши соотечественники много перемещаются по стране. Ведь по сравнению со странами ЕС, и даже соседними Белоруссией и Россией, железная дорога в Украине - относительно дешевый вид транспорта. И уж тем более дешевый, чем авиа, и более безопасный и комфортный, чем автобус.
Согласно официальным данным, ежегодно украинские железные дороги перевозят свыше 190 млн пассажиров, из которых около 50 млн – непосредственно междугородними пассажирскими поездами. Самые востребованные направления – между столицей и городами-миллионерами. А также в Днепропетровск, Одессу и Львов. Например, чтобы купить удобные места на комфортный и относительно недорогой поезд в Харьков или Донецк на вечер пятницы, за билетами нужно отправляться, как минимум, за три недели.
В праздничные дни популярностью пользуются также направления на Запад Украины и в Крым. Например, на минувшие новогодние праздники купить билеты на Западную Украину было крайне тяжело. Их разобрали в первый же день открытия брони. Аналогичные проблемы были в прошлом году в преддверие Пасхи и на майские праздники. В кассах быстрее горячих пирожков раскупались даже проездные документы на дополнительные поезда, которые, как правило, довольно старые, а еще отправляются и прибывают в не очень удобное для пассажиров время.
Зато у спекулянтов можно было купить билеты на хорошие поезда вплоть до момента отправления. Но с большой наценкой. Корреспонденту "Главреда ", например, билеты до Севастополя предлагали в два раза дороже их официальной стоимости. Причем уступать в цене, несмотря на то, что до отправления поезда оставалось меньше часа, "вольный торговец" не хотел.
"Этот бизнес позволяет держать цену высоко, пусть он не продаст два-три билета и потеряет, сдав их в кассу, но он все равно останется с наваром, ведь остальные билеты он продаст с тройной наценкой", - пояснил тогда корреспонденту "Главреда " особенности "билетного дела" привокзальный таксист.
Впрочем, в последнее время спекулянтов на вокзалах стало меньше. Говорят, их разогнали сразу после Нового года. Якобы так Борис Колесников пытался реабилитироваться в глазах украинцев после грандиозного скандала с частыми поломками корейских поездов Hyundai. Уж слишком сильным было недовольство граждан работой "Укрзализныци".
Сетевые продажи
Правда, есть версия, что спекулянты никуда не делись – они просто обезопасили свою работу. Ушли в Интернет, где их поймать за руку, намного сложнее. После Нового года в Украине появилось множество сайтов, торгующих билетами. Услуги их платные – около 100 гривен наценка плюс еще около 30-50 гривен доставка курьером. И, что интересно, на таких сайтах всегда можно было найти удобные места в комфортных поездах.
"На таких посредников есть спрос, который, между прочим, во многом обеспечивает сама "Укрзализныця". Ведь в Украине купить билет без наценки в сети можно только через сайт "Укрзализныци", но он, несмотря на то, что ему уже больше года, до сих пор работает в тестовом режиме. Часто зависает. Например, в середине марта я хотел купить билеты через ресурс железной дороги, но он не работал несколько дней, в итоге я обратился в частные кассы, заплатил сверху 20 гривен и купил билеты" - рассказывает юрист Лев Пащенко .
Он считает, что введение именных билетов не решит проблему. "Даже при именной продаже останется возможность спекулировать проездными документами: через знакомых в кассах, через сайты-посредники, уехать можно будет, договорившись с проводником... Только теперь, учитывая риски, наценка будет еще больше, чем раньше", - полагает собеседник "Главреда".
Решить проблему, по мнению экспертов, можно только с введением системы бронирования и покупки билетов онлайн, аналогичной системе продаж авиабилетов. На сайтах авиакомпаний можно легко забронировать и выкупить билеты самостоятельно. Для этого нужно в специальном окошке выбрать направление и дату рейса, класс комфорта, ввести свои данные и осуществить платеж. На указанную электронную почту покупателя билета приходит уведомление – электронный билет с кодом.
На все это, как правило, уходит не больше десяти минут. Электронный билет не нужно менять на бумажный. Достаточно при посадке на самолет показать распечатанный на принтере электронный, а некоторые авиакомпании разрешают предъявлять его онлайн-версию, например с планшета или экрана мобильного телефона.
В "Укрзализныце" тоже обещают внедрить подобную систему. Для этого на электронных билетах собираются ввести специальный QR-код – якобы такой документ будет содержать все необходимые сведения о лице, которое им воспользуется. Код при посадке на поезд будут считывать специальные устройства, которыми руководство "Укрзализници" обещает снабдить всех проводников.
Правда, перейти на такой современный метод работы железнодорожники обещают уже больше года, но пока дальше обещаний не продвинулись.