Муде́хар (исп. mudéjar, от араб.مدجّن [mudaǧǧan] — прирученный, домашний) — своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв. Название произошло от религиозной группы, известной как мудехары.
В XII—XVI вв. возник своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании, в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.
В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах («асулехос»). Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кóрдова, Севилья и др.
В начале VIII века мавры захватили Испанию, превратив её в самую прекрасную, благоустроенную и населенную страну Европы. В XII-XVI вв. в Испании возник уникальный стиль "мудехар". Стиль "мудехар" был распространён по всей Испании. Тогда в Испании работало много мавританских мастеров (мудехаров), которые использовали мавританские мотивы в украшении зданий.
В стиле «мудехар» были сохранены основные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах. Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Владычество мавров на острове Майорка закончилось в 1229 году.
Во II-й половине XIX века и I-й половине XX века стиль "мудехар" возрождается. 1. Андалусия, Торремолинос, Casa de los Navajas (Дом Навахас).
2. Casa de los Navajas (Дом Навахас) построен в 1925 году для Антонио Навахас и было резиденцией семьи Навахас, сейчас здание принадлежит муниципалитету города. Окружённый современными зданиями, Дом Навахас возвышается на склоне горы, напоминая своей архитектурой восточные дворцы. Перед зданием высокая стена, изумрудные газоны, раскидистые пальмы. Дом построен из красного кирпича. Типичные для стиля "неомудехар" подковообразные арки, башенки, мозаичные панно и украшенный изразцовыми плитками фасад.
В стиле "неомудехар", модном в конце 19-го - начале 20-го вв., возведено немало зданий в столице Майорки - Пальма-де-Майорка.3. Здание Ка"н-Корбелья с оригинальными арками в стиле "неомудехар" возведено в конце 19-го века.
4. Первый этаж здания украшают арки с розетками окон.
5. Детали здания вблизи.
|