После того как голос поставлен на опору, то есть освоено специальное речевое дыхание, можно приступать к усилению звука резонаторами.
Стоп! Я, конечно, не сомневаюсь, что вы знакомы с понятием резонанс и даже догадываетесь, что бы могло означать словосочетание «усиление звука резонаторами», но я всё-таки уточню, о чём в конкретном случае идёт речь.
Резонансное колебание звуковых волн усиливает звук, а это именно то, что нужно, чтобы вас слышали в последнем ряду. Зачем надрывать голосовые связки, если можно использовать, помимо опорного дыхания, ещё и законы физики?
Куполообразные крыши исторических сооружений свидетельствуют о том, что люди знали об усилении звука резонаторами с давних времён. В стенах древних церквей, где собиралось много людей и насущно стоял вопрос о том, как усилить голос проповедника, были найдены вмонтированные в стены, пустые сосуды, которые использовались с этой же целью.
Более того, каждый из нас знает, как гулко звучат любые звуки в пустом помещении. Вывод напрашивается сам собой: пустоты усиливают звук!
В нашем теле есть естественные пустоты, которые можно использовать, развивая силу голоса. На нашем лице под лобной и скуловыми костями в районе переносицы расположен головной резонатор. Эту область зачастую называют «маской лица», потому что именно она прикрывается карнавальными масками. А в районе грудной клетки – грудной резонатор. Чтобы активировать эту зону, воспользуйтесь вибрационным массажем.
Техника массажа:
Энергично постукиваем пальцами обеих рук:
– по лбу с произнесением звука [М] (мычание);
– по крыльям носа с произнесением звука [М];
– по верхней губе с произнесением звука [В];
– по нижней губе с произнесением звука [З];
– по верхней части груди с произнесением звука [Ж];
– по нижним частям грудной клетки справа и слева (на звуке [М]);
– по спине справа и слева (на звуке [М]).
После вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, отдохните, сделав 5–10 медленных спокойных вдохов и выдохов. (Такой массаж выполняют студенты на занятиях по технике речи.)
Кроме того, сила голоса зависит от умения поднимать и удерживать в таком положении верхнее нёбо, которое образует естественный купол.
Самый простой способ почувствовать положение «купол нёба» – это зевок. Попробуйте начать зевать, и вы сразу же обнаружите, как поднялось ваше верхнее нёбо и опустилась гортань. Поскольку наше нёбо (собственно, как и всё тело) состоит из хрящиков и соединяющих их мышц, оно прекрасно поддаётся тренировке.
Вы же помните, за какое время вырабатывается привычка? За 3–7 недель, так сделайте это положение привычным!
Сначала освойте скрытый зевок, размыкая только зубы, а губы оставляя сомкнутыми, при этом прерывая его на середине. А потом научитесь достигать положение «купол нёба» не используя зевок. Именно опущенную при этом гортань некоторые источники называют «вторым горлом».
Сила голоса, его красота и благозвучие напрямую связанны и с усилением звука резонаторами и с умением использовать зевок. Все самые известные обладатели великолепных певческих голосов использовали этот приём.