Министр внутренних дел и его окружение, все те, кто принимает решения в условиях неординарной ситуации, сложившейся вокруг проблемы, которую можно условно обозначить канцелярской формулой: "критическое снижение авторитета, популярности и фактического иммунитета органов охраны правопорядка в Украине".
Системная проблема украинской милиции не только в том, что она превратилась в бандформирование. Она еще и напрочь лишена чувства самосохранения. Точнее, чувство это есть, но нет органа, который мог бы подсказать, что именно угрожает и какие действия устранят угрозу. Работают только примитивные инстинкты, свойственные низшим млекопитающим и их братьям по разуму из числа рептилий: есть пища - хватай, есть самка - овладей, есть угроза - атакуй.
Эта нехитрая схема очень действенна в условиях тотальной покорности и пассивности. Но в той ситуации, которая сложилась сегодня, атакуй не атакуй - все равно получишь проблемы. Точнее, милиция готовится к контратаке - атакуют сейчас как раз граждане. И чем агрессивнее будет милицейская контратака, тем серьезнее проблемы.
Милицию всё ещё боятся. Но страх этот уже не оцепеняющий, не сковывающий по рукам и ногам. Наоборот, это боязнь того, что если сегодня промолчишь - то дальше будет хуже. Дело не в том, что под Святошинским РОВДом была провокация - дело в том, что для конфликта были основания. Такие же основания, как и по всей Украине.
Вы ждете, что обойдется без провокаций, без политических паразитов, без рыб-прилипал, которые готовы оседлать любой протест? Так не бывает. На любой товар есть покупатель, на любое варенье всегда готова сесть муха - ей всё равно на что садиться, лишь бы липкое. Своими попытками вмешаться в ситуацию, "возглавить безобразие" оппозиционные партии и близкие к ним общественные инициативы только профанируют протест и демонстрируют удручающую неспособность придать ему силу и организованность. В итоге все их потуги сводятся к клоунаде, как это было с "протестом" у здания Киевского главка МВД 15 июля, а требования - к замене одного главы МВД на другого главу все того же МВД.
Но повод ли это не варить варенье? Повод ли это сидеть сложа руки в надежде, что милиция тебя не тронет? Уже тронула. Страна в нынешнем незавидном и некомфортном для каждого из нас положении находится во многом как раз благодаря тому, что система МВД представляет из себя то, что представляет. Это уже повод. А помимо того, каждый райотдел дает кучу поводов поконкретнее и поболезненнее.
И когда люди начинают сопротивляться, а потом переходят в наступление - что предпринмиает милиция? Что предпринимает власть. которую милиция охраняет?
Они угрожают. Более того - они готовятся контратаковать.
Чечетов комментирует "Новому Региону": "Посмотрите, как в мире, как в Америке: там только замахнись на полицейского – сразу пуля в лоб! Поэтому нам нужно будет разобраться, наказать провокаторов, зарвавшимся политическим молодчикам. Это умышленный спектакль, направленный на развал милиции. Мы накажем провокаторов по полной катушке, а как же, мы ведь идем к западным стандартам! У нас есть норма и планка американской полиции! И ничего тут не надо добавлять".
Показательно, что Чечетов не предлагает перенимать опыт и профессионализм американской полиции. Единственное, что ему нужно - это право стрелять в людей. которые протестуют против милицейского беспредела.
Чечетов, надо признать, заслужил репутацию депутата "общительного, но неавторитетного". Однако и его коллеги, более серьезные и более близкие к системе МВД, говорят о том же - разве что более сдержанно.
Так, зам. главы комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Николай Джига (ПР) сообщил "Коммерсанту", что "готовится пакет документов об усилении ответственности за посягательство на работников милиции... Сейчас будет усилена работа с личным составом, особенно в районных и городских отделах внутренних дел. События во Врадиевке — это позор для власти, но то, что произошло в Киеве,— это чистой воды провокация! Работники милиции попали в больницу. Необходимо, чтобы кто-то понес за это ответственность. Мы не можем допустить, чтобы милицию разорвали".
Для того, чтобы милицию не разорвали, не нужно усиливать ответственность граждан. Нужно усилить ответственность сотрудников милиции - за любое совершенное ими правонарушение или злоупотребление. Неужели не ясно, что граждане наказывают милицию своими силами тогда, когда сама милиция не в состоянии примерно наказать своих провинившихся сотрудников? Когда милиция всеми силами старается избавить своих сотрудников от заслуженного наказания? Когда любое злоупотребление или насилие, совершенное сотрудником милиции, игнорируется властью до последнего?
Если в таких условиях будет усилена ответственность граждан за посягательство на работников милиции - это приведет только к большему всплеску насилия, причем насилия обоюдного. Погасить волну агрессии граждан в отношении милиции может только глубокая реформа МВД, только продемонстрированная широко и подкрепленная реальными делами готовность милиции меняться - в сторону прозрачности, профессионализма и уважения к человеческим правам.
Захарченко говорит о провокациях и устами "своих" парламентариев указывает цель провокации - отставку министра внутренних дел. Интересно, на что готов пойти министр для сохранения своего поста? На обострение конфликта и дальнейшее кровопролитие? Интересно, он к этому готов морально? А организационно? С такой непрофессиональной милицией, которая готова осуществлять насилие в отношении покорного стада, но тушуется при первом же серьезном сопротивлении? На его месте мы бы не рисковали. На его месте мы бы предприняли решительные шаги к реформе МВД. У Захарченко пока есть для этого всё необходимое - доверие президента и руководящего ядра Кабмина, власть, и главное - насущная необходимость реформы. Назревшая и перезревшая.
Если сейчас не начать - можно испортить всё, и не только себе, но и высшему руководству страны - в том числе и 2015 год. Поймет ли это Захарченко? Сможет ли подняться над животными рефлексами милиции, которая вместо требуемых перемен судорожно ищет возможность силой защитить свое право на беспредел? Не будем гадать - очень скоро мы узнаем ответ на этот вопрос.