В настоящее время онкологические заболевания являются второй по значимости причиной смертности в развитых странах – вслед за сердечно-сосудистой патологией. Однако не будет преувеличением сказать, что для подавляющего большинства простых людей по значимости именно рак занимает первое место в печальном рейтинге болезней.
В самом деле, если у человека выявлена, скажем, ишемическая болезнь сердца – он обычно воспринимает это без особого трагизма. От него всего-то и требуется, что регулярно пить таблетки, иметь при себе нитроглицерин на случай приступа – и не слишком нагружать уставшее сердце физическими нагрузками. И лишь потом, при далеко зашедших стадиях, обычно уже в довольно почтенном возрасте, может потребоваться дорогостоящая "экзотика" – вроде аорто-коронарного шунтирования. Может, конечно, и внезапный инфакрт или инсульт случиться. Ну так и под машину тоже можно внезапно попасть – но это ж не повод постоянно рефлексировать на этот счет.
С онкопатологией же все иначе. Даже опухоль начальных стадий стараются немедленно удалить хирургическим путем. Потом неизбежны длительные курсы химио-, нередко – лучевой терапии, частые регулярные медосмотры. И, главное – ощущение "жизни на вулкане". Или – "приговора с отсрочкой исполнения" - пусть даже эта отсрочка при немалом количестве видов злокачественных новообразований и может составить десятки лет – при надлежащем отношении к их лечению.
Современная медицина значительно продвинулась на пути понимания причин возникновения онкологических заболеваний. Сейчас уже никто не вспоминает популярное еще несколько десятилетий назад выражение о том, что "открывателю причины возникновения рака человечество поставит золотой памятник". Причин то опасной болезни открыто немало – за что ученые получили свои Нобелевские премии. Это и вирусы, и ионизирующая радиация, и канцерогенные вещества, и многое другое. А вот с эффективным лечением, во всяком случае, на поздних стадиях, дела обстоят намного хуже…
Рак вызывает депрессию
Впрочем, сказать, что в продолжении исследований причин возникновения рака наметился некий застой, все же нельзя. Примером этого могут служить и недавние открытия, касающиеся связи смертельно-опасной болезни и плохого настроения.
Как выяснилось, связи эти – "обоюдоострые". Собственно, то, что у раковых больных портится настроение и характер, медики заметили довольно давно. Соответствующие наблюдения излагались в учебниках по медицинской психологии еще в прошлом веке.
Так, 4 года назад группа ученых Чикагского университета выяснили в экспериментах на животных, что злокачественные опухоли вызывают выработку особых белков – цитокинов. А уже цитокины действуют на эмоциональные центры – животные становились подавленными, вялыми, скучными.
Правда, цитокины образуются в организмах высших животных, включая и человека, в ответ не только на раковые опухоли. Даже самая простая бактериальная или вирусная инфекция способна запустить тот же механизм. Недаром же в украинском языке обычный насморк, ОРЗ, называют "нежиттю" - как раз от слова "не жить", в том смысле, что настроение при забитом слизью воспаленном носе падает настолько, что его обладателю не до нормальной жизни.
Кроме того, есть вирусы, которые просто-таки "специализируются" на вызывании у людей депрессии. К таким относится, например, вирус Эпштейна-Барра, открытый в 60-х годах прошлого века. Зловредный микроорганизм, относящийся в группе небезызвестных и вездесущих герпес-вирусов ныне считается одним из наиболее частых причин "синдрома хронической усталости" – этакой "хронической нежити", которую привычными при ОРВИ "народными методами" снять не так просто. Помогают разве что антидепрессанты – да и то, не всегда и всем одинаково.
Но самое печальное – что тот же вирус Эпшейна-Барра может, кроме депрессии, вызывать не только самое частое осложнение, инфекционный мононуклеоз (который, как и простой герпес, называют "болезнью поцелуев") – но и злокачественные опухоли. В частности – лимфатической системы, так называемую "лимфому Беркитта".
Депрессия и стресс способствует развитию опухолей
К сожалению, все вышеописанное не означает, что депрессия является лишь неприятным следствием опухоли. Она, увы, может стать и одной из ее причин. На этот счет тоже есть данные, полученные учеными хьюстонского Центра Андерсона по изучению рака. Ими было выяснено, что у пациентов, страдающих минимум одной (всего их 12) из форм депрессии, значительно повышено содержание в крови вещества, под названием Focal Adhesion Kinase (FAK). Известно, что этот белок участвует в образовании раковых клеток и распространению метастазов в организме человека.
Исследователи также отметили, что у людей, находящихся в состоянии хронического стресса, значительно увеличивается содержание гормона норэпинефрина – более известного под названием норадреналин. А он тоже способствует размножению злокачественных клеток.
Вообще, по самой поверхностной статистике, в человеческом организме ежесекундно мутирует несколько миллионов клеток – каждая их которых является потенциально злокачественной. Но все они до поры, до времени, обезвреживаются иммунитетом – стоящим на страже генетического постоянства составных частей тела.
Однако при стрессе, кроме норадреналина, образуется повышенное содержание и другого гормона коры надпочечников – кортизола. Он же, как и другие кортикостероиды, применяющиеся при лечении, в частности, сложных воспалительных процессов, угнетают иммунный ответ организма. Так что удар по противораковой защите человека при стрессе идет сразу с нескольких сторон – и ноадреналина, и стероидов, и зловредного белка.
Рак является следствием нежелания жить?
Почему же включается этот воистину самоубийственный механизм? Да, в общем, потому и включается – что в состоянии депрессии человеку просто не хочется жить. И отсутствие тяги к жизни, неполучение от нее радости, активирует самые разные механизмы "самоликвидации". Которые, в принципе, могут быть самыми разными – от пресловутых инфарктов и инсультов до развития рака и других смертельных болезней.
Медицинский психолог их Санкт-Петербурга Екатерина Мурашова так объясняет указанную ситуацию: "Мне кажется, что дело здесь в том, что в организме две системы регуляции: нервная и гуморальная (через кровь – в том числе, посредством гормонов – Авт.). В чем-то они дублируют друг друга, но зато эта удвоенность здорово повышает надежность работы системы. Но не так уж редко бывает, что их отлаженная "смычка" работает вразнос...
Мои печальные наблюдения в онкобольнице обнаружили удивительный факт, о котором я раньше лишь догадывалась, как биолог, симпатизирующий психо-соматической медицине: первый сигнал поступал от нервной системы. Все мною опрошенные (самый разный возраст и самое разное образование) отчетливо помнили тот момент, когда они СОГЛАСИЛИСЬ или даже ПОЖЕЛАЛИ умереть. И это запустило процесс вполне гуморальной аутоагрессии, который, к несчастью, далеко не всегда можно остановить сознательно или с помощью современной медицины..."
По данным врачей из Университета Британской Колумбии, уровень смертности больных онкопатологией даже при небольшой депрессии превышал таковой у остальных на 26% - а у тех, кому этот диагноз выставлялся официально – уже на 40%.
Подытоживая – можно сделать неутешительный вывод: депрессия и рак идут рука об руку, нередко по механизму "порочного круга". То есть, как онкопатология (и вирусы, ее вызывающие) могут резко уменьшать настроение и желание жить – так и угнетенная психика точно также способна способствовать развитию злокачественных новообразований.
Этот порочный круг не всегда можно разорвать самостоятельно – нередко требуются усилия и психологов, и даже психиатров с их мощным арсеналом психофармакологии. Но дело того стоит – ведь ставка в этой "игре" – человеческая жизнь.
Источник