В Казахстане уже почти месяц нет дорожной полиции. С 1 ноября текущего года все ее функции выполняют универсальные полицейские, которые обязаны следить не только за соблюдением правил дорожного движения, но и обеспечивать общественный порядок.
На первых порах казахстанская общественность с одобрением восприняла завершающий этап, начатой еще в августе 2012 года реорганизации подразделений МВД, предусматривающий упразднение одной из наиболее критикуемых в обществе государственных структур.
В социальных сетях даже появились оптимистичные посты о том, что наконец-то в Казахстане полиция стала многофункциональной. Но спустя две недели у людей заметно поубавилось оптимизма, а в их высказываниях стало все чаще звучать недовольство.
"Без пятнадцати три" против "без двадцати два"
По наблюдениям жительницы Алма-Аты Жанны Турсыновой, теперь светящиеся жезлы инспекторов дорожной полиции появились даже у участковых. "Я каждые выходные езжу за город, на дачу. Если раньше я точно знала, что остановить меня и предъявить претензии за нарушение правил дорожного движения имеет право только "гаишник", то теперь я ничего не понимаю. На днях меня остановил дачный участковый ", - рассказала корреспонденту DW водитель с семилетним стажем Жанна Турсынова.
По ее словам, участковый усмотрел нарушение правил дорожного движения в том, что водитель неправильно держал руль: "Это не шутка! Он мне заявил, что правильно держать надо "без двадцати два" или "без десяти пять", а я, якобы, положив руки на руль в положении "без пятнадцати три", тем самым нарушила правила движения". И если бы не наличие в бардачке брошюры с этими самыми правилами, уверена Жанна Турсынова, участковый выписал бы ей штраф.
Лихачей на дорогах стало больше
Не рад упразднению дорожной полиции и предприниматель Хаким Аюпов. Беседуя с корреспондентом DW, он заметил, что уже через неделю после нововведения, лихачи на дорогах потеряли всякий страх: "Понимаете, "засады гаишников" по крайней мере в Алма-Ате и Астане официально запретили, а выявление нарушителей универсальными полицейскими в основном осуществляется путем автопатрулирования. И не факт, что, даже заметив нарушителя, они включат спецсигналы".
Впрочем, Хаким Аюпов надеется, что автолихачи все же поумерят свой пыл, когда в стране будет окончательно завершена программа по повсеместной установке камер наблюдения и скоростомеров. Другое дело, что к тому моменту может пострадать немало людей. "На мой обывательский взгляд, надо было вначале эти камеры установить, а уже потом "гаишников" упразднять", - заметил предприниматель.
Невозможно объять необъятное
Любопытна реакция и самих сотрудников полиции на первые три недели после структурной реорганизации МВД. Так, лейтенант из экипажа дорожно-патрульной полиции, в разговоре с корреспондентом DW подчеркнул, что до сих пор не может понять, зачем нужно было создавать новую службу "универсалов".
"Ничего не имею против своих коллег из административной полиции, но мне всякий раз приходится чуть ли не доказывать им, что впереди идущее транспортное средство грубо нарушает правило движения. Они этого не видят, а я в дорожной полиции уже не один год", - говорит он. С другой стороны, он признает, что бывшим "гаишникам" сложно определить административные правонарушения. "Мне кажется, что каждый должен заниматься своим делом. Невозможно объять необъятное", - философски заключил лейтенант универсальной полиции.
Выводы делать пока еще рано
Между тем руководитель пресс-службы Департамента внутренних дел Алма-Аты Салтанат Азирбек, отвечая на вопросы DW о работе универсальных полицейских, заметила, что делать какие-либо выводы об их деятельности пока еще нельзя. "Есть мелкие трудности, шероховатости. Но они в рабочем порядке устраняются. Пока прошло всего три недели. Скорее всего, какие-то промежуточные итоги мы подведем только после 1 декабря. Все идет в виде эксперимента в основном в Алма-Ате и Астане", - говорит она.
Надо заметить, что на экспериментальный характер создания универсальной полиции указывает и факт внесения экстренных поправок в ее деятельность уже после ее создания.
Так, например, 14 ноября МВД Казахстана внесло уточнение, согласно которому, дорожно-патрульной полиции все же разрешено использовать запрещенные сначала жезлы без ограничений, особенно на месте дорожно-транспортных и чрезвычайных происшествий, а также на загородных трассах. Прежде всего, потому что "их применение значительно облегчает понимание участниками дорожного движения подаваемых сигналов и облегчает регулировку дорожного движения".
Автор Анатолий Вайскопф, Алма-Ата
Редактор Наталья Позднякова
Источник