Если власть считает, что силовыми методами можно подавить акции протеста, она ошибается — как минимум половина тех, кто выражал готовность протестовать, это сделают
Вот уже два месяца президент Украины не замечает Евромайдан, не слышит взрыва гранат в противостоянии на Грушевского, а уж тем более, наверное, не услышит плач матерей, потерявших своих сыновей в День соборности. Верхушка страны черства и глуха. И если форум в швейцарском Давосе начался с минуты молчания в память о погибших протестующих украинцах, то дипломаты на встрече с министрами юстиции Еленой Лукаш и иностранных дел Леонидом Кожарой были шокированы тем, что не прозвучало ни единого слова сожаления о гибели граждан Украины и соболезнования их близким... «Голосом народа говорит Бог» — именно эти слова были на плакате погибшего 20-летнего активиста Майдана Сергея Нигояна, семья которого по злой иронии судьбы переехала в Украину, спасаясь от войны в Нагорном Карабахе. А ведь именно здесь кроется, возможно, решение многих проблем — знание мнения народа и прислушивание к нему.
«Я считаю, что знания общественного мнения часто не хватает каждой стороне конфликта. Действительно, Евромайдан разделил Украину на две неравные части. Большинство украинцев (50%) в целом поддерживают акции Евромайдана, не поддерживают — 42%*. В то же время, Антимайдан поддерживают 27% респондентов, не поддерживают 57%. Интересно, что требования, высказанные на Антимайдане, не находят поддержки ни в одном регионе страны. Большинство украинцев не поддерживают силовых акций и не хотят силовых сценариев: применение силы для разгона Евромайдана поддерживают только 1% на Западе, 30% — на Юге, 27% — на Востоке и 6% — в Центре страны. Против наказания организаторов и наиболее активных участников Евромайдана высказываются почти 71% украинцев. Большинство наших сограждан также против силового освобождения зданий, захваченных протестующими. Я хотела бы акцентировать внимание на том, что силовые акции против Майдана не поддерживают даже те, кто выступает в целом против этой акции протеста», — говорит Ирина Бекешкина, директор Фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучерива».
Очень важный момент сейчас — это то, что не раскалывает нашу страну, а ее объединяет. Несмотря на разное отношение к евромайданам и антимайданам, население разных регионов солидарно в том, что просто необходимо проведение круглого стола переговоров власти и оппозиции («за» такое разрешение конфликта выступают 73% опрошенных на Западе страны, 64% — в Центре, 80% — на Юге , в целом по Украине — почти 73%). «Если власть и оппозиция хотят отвечать стремлениям граждан, им надо садиться за реальные переговоры, а не их имитацию», — считает И. Бекешкина.
На вопрос о возможных путях развития событий могут ответить результаты протестных настроений, которые особенно высоки на Западе страны, где 62% населения готовы принять участие в митингах и демонстрациях. 28% жителей Центрального региона также готовы участвовать в акциях протеста, по Киеву эта цифра достигает 40%. «Я бы сказала, что это очень высокие показатели. И если власть считает, что силовыми методами можно подавить акции протеста, она ошибается — как минимум половина тех, кто выражал готовность протестовать, это сделают», — констатирует социолог.
Украинцев также объединяет стремление к демократии. 51% наших граждан считают ее наиболее желательным типом государственного устройства для страны. Авторитарный режим выбирают 20,5% (недавно было 30%). По словам И. Бекешкиной, именно разочарование демократией было одной из главных причин победы Януковича на выборах. Ведь тогда поддержка демократии упала до 38%.
Очень важным является то, что большинство населения Украины готово терпеть определенные материальные трудности ради личной свободы и гарантий соблюдения всех гражданских прав — так считают почти 45% граждан нашей страны (55% на Западе , 42% — в Центре, 46% — на Юге , 40% — на Востоке). Каждый четвертый украинец готов пожертвовать этими достижениями ради собственного благополучия. Недавно такое соотношение было 30% на 30%. Донецкая и Харьковская области отличаются тем, что там больше граждан, желающих променять свободу на собственное благосостояние. «Я считаю, что это очень важный результат, к которому нужно прислушиваться и иметь в виду. Эти опросы показывают, что власти и оппозиции нужно договариваться, само по себе это не прекратится», — говорит социолог.
По словам Владимира Ищенко, руководителя проекта Центра исследования общества, катализатором начавшегося противостояния на Грушевского стала несостоятельность оппозиции сформулировать какой-то план действий для Майдана. Ведь люди в течение двух месяцев стоят на Евромайдане, это застой, им хотелось какого-то действия. «Я думаю, что эта акция готовилась заранее. За ультраправыми пошли другие люди, которые были разочарованы бездействием оппозиции», — добавляет В. Ищенко.
Что могла оппозиция предложить народу? Руководитель проекта Центра исследования общества считает, что хорошей идеей могла бы стать общенациональная забастовка: «Но оппозиция не может ее организовать, ведь она не имеет связей с профсоюзами. Оппозиция не представляет трудовые коллективы, рабочий класс, который мог бы остановить стратегические предприятия Украины».
И. Бекешкина считает причиной противостояния на Грушевского отчаяние людей: «Любое терпение иссякает. Очевидно, что начали радикалы, но потом присоединились обычные люди. Я считаю, что это от отчаяния. Ведь отчаянные поступки бывают именно от этого чувства. Когда люди поняли, что «драконовские» законы были приняты и начинают действовать, это означало конец возможности хоть какого-то влияния на власть. Два месяца власть не слышала протестующих и вместо того, чтобы начать диалог, она начинает законодательное обоснование репрессий. Я хочу донести мысль, что эта ситуация уже сама не рассосется... Что касается забастовки — я не могу согласиться. По нашим опросам, всего лишь 8% украинцев могли бы принять участие в такой акции. Вроде немало. Но если посмотреть там, где есть стратегические предприятия, то это другие цифры: Восток — 3%, Юг — 2%. Больше всего активистов на Западе — каждый пятый, но там, во-первых, нет большого количества стратегических предприятий, во-вторых, большинство из них — интеллигенция, специалисты, студенты. Но я не думаю, что если студенты не будут учиться, то это как-то кардинально повлияет на власть.
Я согласна: в том, что сейчас происходит, во многом вина оппозиции, предыдущей власти. Ведь с Востоком никто не работает. Я помню, как после Оранжевой революции я спросила одного из лидеров, какую национальную идею можно предложить Востоку страны, он жестко ответил: «Пусть учат язык!». А ведь если взять список наиболее актуальных проблем для Украины, то здесь нет разницы между Востоком и Западом. Среди требований Майдана, которые поддерживаются почти всеми по всей стране, — борьба с коррупцией и наказание, в том числе уголовное, тех, кто в этой коррупции задействован. Восток и Юг более прагматичны. Если спросить их о возможных причинах участия в протестах, они, прежде всего, будут экономическими. Именно на этой платформе можно было найти общий язык между Востоком и Западом, а не поучать их, как им нужно было называть своих детей... Как могут повлиять законы, принятые 16 января, на протестные настроения украинцев? Я считаю, что они могут быть применены точечно, чтобы другим, как говорят, было неповадно. Это может привести к тому, что протесты будут менее массовыми, но гораздо более радикальными».
Премьер-министр Николай Азаров в интервью телеканалу ВВС на Экономическом форуме в Давосе сказал, что власть выступает за конструктивный диалог с оппозицией о прекращении противостояния, но не воспринимает ультимативных условий: «Хотелось бы, чтобы лидеры оппозиции, и в частности господин Кличко, отошли от языка ультиматумов. Мы же знаем реальную социологию, знаем уровень поддержки всех лидеров оппозиции. Для этого надо быть скромнее в ультиматумах». Обратимся к реальной социологии. Последние соцопросы свидетельствуют: в рейтингах первого тура президентских выборов В.Янукович и В.Кличко идут практически вровень (20% и 18,6% соответственно**). В то же время, согласно исследованиям, если бы во второй тур президентских выборов вышли В.Янукович и В.Кличко, то за действующего главу государства проголосовали бы около 25% респондентов, в то время как за В.Кличко около 43%. В чем можно согласиться с премьер-министром, это в том, что «лидеры оппозиции также отвечают за то, чтобы не было кровопролития, и власть за это отвечает».
Противостояние народа и власти продолжается. Рубикон перейден, а с ним рассеиваются иллюзии. Что раньше не могло присниться в страшном сне, сегодня — реальность. И если кто-то до сих пор считает (возможно, оправдывая свою бездеятельность и безразличие), что на Майдане и Грушевского стоят проплаченные кем-то люди, боевики... Думайте! Ведь сколько нужно заплатить молодому парню, чтобы он вместо походов на дискотеки, романтических свиданий шел под пули? Не поглощайте информацию бездумно, думайте! И молитесь... за Украину.
* Исследование проведено Фондом «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» и социологической службой Центра Разумкова с 20 по 24 декабря 2013 года. Опрошено 2010 респондентов в возрасте от 18 лет во всех регионах Украины. Теоретическая погрешность выборки — 2,3%.
** Исследования проведены социологической группой «Рейтинг» и Центром социологических исследований «Социс» 7–17 декабря 2013 года. Аудитория исследования: население Украины в возрасте от 18 лет и старше. Квотная выборка составляет 3,2 тыс. респондентов во всех регионах Украины. Статистическая погрешность выборки составляет не более 1,8%.