263-я средняя школа расположена в десяти минутах ходьбы от станции метро «Отрадное». Вокруг ― еще советские панельные многоэтажки, рядом здание районной управы и еще одной школы ― №1459. В понедельник, 3 февраля, все пространство вокруг них было оцеплено полицией. Из дверей школы 1459 группами выходили дети, к ним бросались встречавшие их у ворот родители. Взрослые были взволнованы заметно больше, чем дети ― те смеялись и перешучивались. Несколько старшеклассников в открытую курили, полагая, что пока вокруг такая суета, всем будет не до них.
«Нормальная школа, за семь лет вопросов к ней не было, ― рассказала «Ленте.ру» Елена, мать ученика 7 «б» класса 263-й школы. ― Буквально на днях директор нас собирал, говорил, что школе хотят придать гуманитарный уклон, больше времени русскому уделять. А теперь я и не понимаю, что с этим делать. Какой-то сумасшедший ведь захватил наверняка. А оружие откуда, он что, полицейский, военный?» У Елены звонит телефон, через две минуты после этого она попытается взять на руки своего смущенного такой бурной встречей семиклассника и унести его как можно дальше отсюда.
Какой-то мальчик лет десяти авторитетно рассказывал всем подряд, что «маньяк сначала застрелил охранника школы, а затем биологичку». В действительности все оказалось не совсем так, но тоже очень страшно.
Первые сообщения о вооруженном нападении на школу номер 263 появились примерно в полдень 3 февраля. Изначально ошибочно предполагалось, что в здание ворвался отец одного из учеников (хотя очевидцы отмечали, что преступник очень молод). Вход в школу оснащен турникетом с карточной пропускной системой. Однако, по словам учеников, недавно систему перенастроили, школьникам не успели раздать новые карточки, и турникет временно был отключен.
Сигнал тревоги из школы поступил в полицию в 11:46, рассказал вышедший к журналистам официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. Уже через четыре минуты наряд приехал в школу. Встретивший полицейских охранник рассказал им, что в школу вошел ученик 10-го класса (его имя известно и оглашалось самим Маркиным, но его упоминание запрещено законом о СМИ), вооруженный двумя винтовками ― одна малокалиберная, вторая калибра 7,62. Обе они были официально зарегистрированы и принадлежали отцу десятиклассника, как выяснилось ― сотруднику Федеральной службы безопасности.
Преступник пригрозил охраннику оружием и потребовал пройти вместе с ним в кабинет биологии, где у его десятого класса шел урок географии. Охранник выполнил требование. Ученик зашел в класс и несколько раз выстрелил в сидевшего за столом учителя ― Андрея Кириллова. Одна из учениц рассказала, что преступник якобы выстрелил педагогу в живот, а затем добил его выстрелом в голову. Увидев прибывших полицейских, школьник сразу же открыл по ним огонь из окна. В результате прапорщик Сергей Бушуев погиб на месте, а старший сержант Владимир Крохин был тяжело ранен. Всего молодой человек произвел одиннадцать выстрелов.
В заложниках оказались, по разным данным, от 20 до 29 десятиклассников. Вооруженный одноклассник провел с ними за запертыми дверьми около получаса. О чем они разговаривали и что там происходило ― пока тайна следствия. Мотив преступления, сказал Маркин, еще только будет выясняться.
Остальных детей из обеих школ эвакуировали, многие из них даже не успели взять верхнюю одежду из гардероба. Как рассказала «Ленте.ру» отвечавшая за эвакуацию зампрефекта Северо-восточного округа столицы Юлия Гримальская, 197 детей оказались в здании управы, 89 человек ― в актовом зале 263-й школы, еще 66 человек разместили в актовом зале 1459-й. «С детьми все в порядке, ― говорит Гримальская. ― Родители волновались гораздо больше». Как раз в этот момент мимо нас прошли мама и папа, ведущие своего одетого в костюм ребенка. Куртка, видимо, так и осталась в школе, голова у мальчика была обмотана явно маминым ярко-зеленым шарфом.
Не желавшие расходиться ученики наперебой рассказывали, что сначала услышали «ты-дыщь» ― выстрелы, а потом им было велено быстро собраться, не сметь подходить к окнам и выходить из классов. В интернет попала видеозапись , на которой видны дети, выбегающие из школы. Большинство из них, судя по виду, восприняли происходящее как приключение.
Здание школы оцепили полицейские, на место прибыли пять машин «скорой помощи» и вертолет МЧС. Спасатели привезли к школе специальный щит, защищающий от взрывов. На место преступления приехали министр внутренних дел Владимир Колокольцев и глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. А всю работу, как рассказал Владимир Маркин, сделал сводный отряд быстрого реагирования. Бойцы вызвали отца десятиклассника ― тот должен был помочь в переговорах. Сначала разговаривали по телефону. Затем отцу дали бронежилет и впустили в класс пообщаться с сыном лично. Молодой человек освободил нескольких заложников и, по всей видимости, начал осознавать свое положение. Бойцы выбрали момент, ворвались в класс и скрутили стрелка.
Никаких требований юноша выдвинуть не успел. Предполагается, что у него случился нервный срыв на почве некоего конфликта. Ученики рассказывали (а многие просто пересказывали услышанное ранее), что он был тихим, необщительным лучшим учеником своего класса. Претендовал на золотую медаль. По информации сайта Северо-Восточного окружного управления образования, в декабре 2013 года юноша стал одним из победителей олимпиады «20 лет правового государства в России». Ни о каких его конфликтах ни с кем, в том числе с убитым преподавателем географии, одноклассники ничего не знали.
По некоторым данным, погибший преподаватель якобы мог помешать стрелку получить золотую медаль, и хотя с введением ЕГЭ золотые медали потеряли значение и были отменены ― за особые успехи ученикам теперь выдают лишь памятные знаки, это могло стать причиной нервного срыва школьника, потерявшего контроль над собой.
Уголовное дело против десятиклассника возбуждено по статьям УК РФ «убийство», «покушение на жизнь сотрудника правоохранительных органов» и «захват заложников». Если бы преступник был совершеннолетним, ему грозил бы пожизненный срок. Однако 88-я статья УК РФ гласит: «Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях».