Сейчас в ней экземпляры из большинства стран мира – почти всех, где функционирует городской транспорт.
Начинал с трехкопеечных талонов
Редкое увлечение Алексея Бойко называется ситиристика или передромофилия. Около 5 тысяч позиций в его коллекции – месячные проездные Киева с разными изображениями, начиная с 60-х годов. Отдельные альбомы – по Москве и Санкт-Петербургу, городам Европы, Америки, Японии. Также – билеты на канатные дороги и лыжные подъемники. Есть в его коллекции и акции-облигации, значки, марки и открытки с изображением транспорта, книги, водительские удостоверения машинистов и вагоновожатых. Все это занимает не одну полку в шкафу киевлянина.
«Раньше трех-, четырех-копеечные талончики хранил, как коробейник. Потом встретил людей, которые собирали проездные билеты. Подружился и начал собирать профессионально – находил, покупал, менялся, – рассказывает Бойко, – С появлением интернета стал переписываться со всем миром – от Японии до Америки. Менялись по почте, поэтому так быстро и накопилась коллекция. Многие знакомые и сотрудники привозили билеты из-за границы».
По образованию Алексей слесарь-механосборщик, трудился на заводах, затем 12 лет работал водителем у директора страховой компании. Сейчас зарабатывает, продавая свои раритеты на аукционах. Также занялся малым бизнесом – покупает, усовершенствует и продает прозрачные файлы для хранения коллекций. Говорит, в Украине похожим коллекционированием увлекаются около 30 человек, в мире – больше тысячи.
Большая находка под железнодорожной платформой
Особая гордость Бойко – полторы тысячи картонных билетов за 1918-23 годы, найденные под перроном во Львове. Тогда Западная Украина была в составе Польши. На билетах по-украински, на немецком и на польском языках были написаны направления – до Кракова, Вены и Берлина.
«Лет десять назад строители нашли кучу билетов тех времен. Один взялся их жечь, а другой забрал и продал местному коллекционеру. Львовянин приехал в наш клуб и пробовал сбыть. Я увидел и сторговался по 2 гривны 50 копеек за штуку. Тогда у парня было полтысячи этих билетов и я все купил, – рассказывает Алексей. – Договорились, что остальные он привезет в следующий раз. Попросил, чтобы не мыл их и не мял в пакете, а аккуратно сложил в коробку. Так за 150 долларов у меня оказалась такая уникальная коллекция. Отмыл их аккуратно, просушил прессом. Дублирующие экземпляры продал – цена такому билету от 10 до 50 евро, а себе оставил 500 штук. Поляки очень выпрашивают, чтобы им продал, но я не спешу. Такое собрание нужно отдавать целиком, а это немалые деньги. С годами цена еще вырастет. Кто знает, может на лечение понадобится большая сумма».
Еще один раритет коллекционера – проездной билет на почтовый дилижанс в Германии. Это желтая карета с курьером, который трубил в горн, въезжая в поселок.
«Народ выбегал на звук рожка за письмами. В этих дилижансах можно было ездить и пассажирам. С середины 19 века в Австрии и Германии на дилижанс выдавали билеты, – объясняет коллекционер. – Купил такой в киевском клубе коллекционеров за 50 гривен. Это билет 1938 года со свастикой. Дилижансы, запряженные лошадьми, ходят до сих пор, но как экскурсионные. Австриец предложил за него 50 евро, но я не хочу продавать».
Хранит Алексей и дореволюционные проездные билеты для железной дороги, выданные иностранцам в России. Вместо фото там описание внешности: цвет волос, глаз, рост, наличие бороды. Эти документы написаны на нескольких больших листах бумаги с подписью губернатора и печатью, иногда сургучной.
Проездные на лифт и в «голубой вагон»
Бойко говорит, что самые красивые билеты раньше выпускали в странах Азии. В доказательство показывает пластиковые проездные, похожие на календарики с изображением цветов, животных, женщин, архитектурных памятников и пейзажей. На бумажных билетах также изображены достопримечательности.
«В 90-е годы во Львове начали выпускать талоны на тонкой глянцевой бумаге с рекламой на обороте. Появились красивые серии с сюжетами. В Днепропетровске выпустили билеты с анекдотами, а потом – с мини-кроссвордами. Такие талоны уже не выбрасывали, а стали коллекционировать. Во Львове уже в 2000-е стали печатать загадки, – вспоминает Алексей. – Найдешь билет с отгадкой – получишь другой бесплатно. Сейчас на каждом талоне буквы алфавита. Если собрать какое-то слово – можно получить месячный проездной. Очень многие города размещают рекламу – около 30 разновидностей выпускали в Донецке.
Коллекционер собрал разные жетоны киевского метро, алюминиевые жетоны для городского транспорта в Самаре. Есть у него и забавные экземпляры – пластиковые месячные проездные для лифтов в новостройках родом из 90-х. С 2005 по 2011 год, оказывается, ограниченным тиражом выпускали почтовые проездные на все виды транспорта – для почтальонов.
«Среди заграничных билетов есть немало интересных. Например, на «голубой вагон» в Барселоне – для людей нетрадиционной сексуальной ориентации, – делится коллекционер. – Привозили мне билеты на верблюдов в Египте, на лифт в Эйфелеву башню. Как-то филателист продавал марку, которая оказалась двухцентовым билетом 19 века на такси в американском штате Огайо. Сохранилось и несколько советких билетов «Автостоп», по которым можно было «тормозить» любую машину на дороге. Водители потом обменивали эти талоны на подарки – часы, холодильники».