В ночь с 5 на 6 июля на пустых улицах Москвы была проведена уникальная транспортная операция. Из Центрального парка культуры и отдыха по Садовому кольцу и проспекту Мира на ВДНХ был перевезен многоразовый космический самолет «Буран».
Это символический переезд. «Буран» - высшее научно-техническое достижение страны, и ВДНХ – самое подходящее место для уникальной машины. Ну а то, что «Буран» столько лет квартировал в парке развлечений рядом с «американскими горками», тоже было символичным. Ведь слишком долго мы относились к советской эпохе, как к периоду сплошных провалов, невежественных просчетов и комических руководителей.
Президент Никсон распорядился начать работу над «Спейс шаттлами» в 1972 году после завершения лунной программы «Аполлон». Новый космический проект чрезвычайно напугал советское руководство. Если полеты астронавтов на Луну нанесли удар по престижу СССР, то на этот раз возникла страшная ядерная угроза. Ведь шаттлы могли маневрировать на орбите, уходить из зоны радиовидимости системы предупреждения о ракетном нападении и наносить из космоса ядерные удары по любой точке. Казалось, возвращается 1945 год, когда США владели монополией на атомную бомбу.
Генеральным конструктором советской многоразовой системы был назначен руководитель НПО «Молния» в Тушино Глеб Лозино-Лозинский, который на свой страх и риск и до того упорно разрабатывал многоразовые системы. Но в своем отечестве нет пророка, и идею одобрили только после американцев. О характере выдающегося конструктора говорит тот факт, что он гордо отказывался писать заявление о приеме в Академию наук, где однажды серое большинство «прокатило» его кандидатуру, чтобы пополнить свои ряды нужными персонажами.
Советский «Буран» имел много принципиальных отличий от шаттлов. Самая мощная ракета в мире «Энергия» могла поднимать в космос не только «Буран», но и другие грузы. Такой ракеты в мире нет до сих пор. На «Буране» была установлена система аварийного спасения экипажа, чего не было на шаттле, иначе команда «Челленджера» могла бы катапультироваться. «Буран» мог летать и в автоматическом режиме, и под управлением человека. Вычислительная техника в СССР находились на мировом уровне. Шаттлы, при всех успехах американской электроники, подчинялись только пилотам. Кстати, единственный полет в ноябре 1988 года «Буран» совершил в автоматическом режиме. Видел собственными глазами, как «Буран», сделав два космических витка над планетой, приземлился с точностью до полуметра, как удается редкому рейсовому лайнеру.
И еще удивительно, что после громадных тепловых нагрузок на «Буране» пострадало лишь 8 теплозащитных чешуек. Шаттлы после полетов приходилось основательно латать. «Колумбия» в 2003 году трагически погибла именно из-за разрушения теплозащитного покрытия. Наш «Буран» тоже погиб от огня. Но не в полете, а на земной стоянке, когда из-за безалаберности в 2002 году на космодроме случился пожар.
О политических ценностях ведутся бесконечные споры. Но не вызывает сомнений, что наша страна многими уникальными техническими достижениями внесла яркий вклад в развитие цивилизации. Один из «Буранов» экспонируется в музее техники в Германии. К сожалению, у нас музеев, где выставлены гениальные конструкции инженеров, до обидного мало, просто наперечет. Даже атомный ледоход «Ленин», несмотря на решение правительства, не удается перевести из Мурманска в Санкт-Петербург. Ничего подобного Смитсоновскому музею авиации и космонавтики в Вашингтоне в нашей стране нет, хотя показать мы можем не меньше. Наши инвесторы вкладывают деньги в вернисажи и галереи, в бутики и клубы, а настоящего космического музея на родине космонавтики так и не построили. Неужели наши горизонты опустились?
|