Инженеры из Московского автомобильно-дорожного института показали депутатам Госдумы оборудование, которое анализирует, насколько агрессивно тот или иной человек управляет автомобилем. Изобретение может поставить точку в спорах о введении штрафов за агрессивную езду. Если законодатели примут решение об обязательной установке в автомобилях такого оборудования, Россия станет первой страной, которая измерит в цифрах степень агрессии на дорогах.
Об агрессивности вождения власти говорят давно. В 2013 году депутаты ЛДПР предложили штрафовать лихачей на 2,5-5 тысяч рублей. В 2012 году с аналогичной инициативой выступил депутат от «Единой России», лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. В апреле 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил МВД и Минюсту проработать вопрос определения в законодательстве терминов «опасное вождение» и «неосторожное вождение».
Но ни предложения парламентариев, ни поручение Медведева до сих пор не находили отклика в профильных министерствах и ведомствах: эксперты сходились во мнении, что определить, какое вождение можно считать агрессивным, а какое нет, достаточно сложно.
«У нас как только что-то новое пытаются предложить, все начинают искать причины, почему этого делать не надо. Сразу спрашивают, какие должны быть критерии и что такое агрессивная езда. Говорят, что полицейский может встать не с той ноги и останавливать всех подряд», — пояснил «Ленте.ру» автор законопроекта о штрафах за агрессивную езду, депутат ЛДПР Ярослав Нилов.
В МАДИ предложили решить проблему технически — устанавливать на все машины оборудование, считывающее изменение скорости, ускорения, торможения и расхода топлива.
Как рассказал «Ленте.ру» разработчик оборудования профессор МАДИ Олег Майборода, большинству автомобилистов не потребуется покупать какой-либо специальный прибор: «Это программа, которая может устанавливаться в компьютеры, стоящие сегодня на автомобилях. В качестве датчиков она будет использовать штатные датчики машины. Так что стоить это оборудование будет не дороже навигатора».
Майборода отметил, что при взгляде на показания прибора сотрудник ГИБДД сможет сделать вывод о стиле вождения того или иного автомобилиста. Разработчик считает, что в будущем программу можно будет даже подключить к системе ГЛОНАСС, чтобы данные о хулиганах на дорогах оперативно поступали в службу дорожного надзора.
По прибору можно будет определить не только агрессивный стиль водителя, но и неуверенное вождение. «Если коэффициент, который показывает программа, высокий, то это значит, что вождение агрессивно. А если слишком низкий — значит, водитель двигается слишком медленно, вне скорости транспортного потока», — сказал Майборода.
Разработчик отметил, что скрутить показания водителям-лихачам будет затруднительно. Но не исключил, что кто-то сможет взломать программу. «Если исходить из того, что раз все воруют, то незачем запрещать воровство, конечно, ничего не надо делать», — сказал он.
Как отмечают в Госдуме, если законодатели примут решение об обязательной установке в автомобилях такого оборудования, Россия станет первой страной, которая измерит в цифрах степень агрессии на дорогах.
По словам депутата Нилова, ответственность за лихачество есть в ряде стран, но до сих пор измерять его не пытались. Например, в Америке за агрессивную езду водителя могут оштрафовать и даже арестовать, причем без всяких приборов.
«Если полицейский увидел, что человек ведет себя агрессивно, или же другие водители сообщили, что он "играет в шашки" на дороге, то его сразу остановят и привлекут к ответственности», — рассказал Нилов.
Эффективность «счетчика агрессивности» парламентариям еще предстоит изучить. «Встреча с учеными состоялась. Пока это просто программа, информация о ней на бумаге. Мы ждем, когда прибор будет разработан до конца», — сказал Нилов.
Разработчик программы говорит, что программа уже давно действует не только на бумаге, и при желании ее можно испытать в МАДИ.
Светлана Антюшенина
Источник
|