Главная причина покупательского ажиотажа – девальвация и опасение роста цен.
Украина постепенно отходит от "продуктового шока". Резкое подорожание продовольствия и пустые полки в магазинах подстегнули многих украинцев запастись впрок маслом, крупами, мукой и сахаром.
Продуктовый ажиотаж были вынуждены признать и сами чиновники. По данным Министерства экономического развития и торговли, только за одну неделю - с 20 по 27 февраля - средняя розничная цена на сахар взметнулась сразу на 24%, до 12,71 грн/кг. В рекордсмены также попала мука высшего сорта, которая за семь дней подорожала на 10,7% - до 7,87 грн/кг.
Резко выросли цены на овощи из "борщевого набора". Капуста подорожала на 15,7%, до 6,92 грн/кг, морковь - на 14,8%, до 5,12 грн/кг, свекла - на 10,3%, до 5,98 грн/кг, лук - на 6,3%, до 4,41 грн/кг.
Подорожали также подсолнечное масло - на 6,5%, до 22,87 грн/л, макароны – на 5,5%, до 8,75 грн/кг, гречневая крупа - на 4,5%, до 18,41 грн/кг.
Власти считают всплеск цен необоснованным. 27 февраля министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко заявил, что стремительное подорожание продуктов – спекуляция. При этом он не исключил постепенного роста цен из-за увеличения расходов на их производство.
Вторым шагом со стороны чиновников стало инициирование расследования Антимонопольным комитетом (АМКУ). Вечером 2 марта в этом ведомстве заявили, что в связи с ростом цен в конце февраля начато исследование деятельности крупнейших торговых сетей, их поставщиков и производителей продуктов на предмет соблюдения ими требований законодательства о защите экономической конкуренции.
Бизнес защищается
Основная причина роста цен на продукты питания кроется в девальвации гривны, рассказывает аналитик информационной компании "ПроАгро" Ярослав Левицкий. Аграриям для проведения весенне-полевой кампании необходимо уже сейчас закупать топливо, семена, минеральные удобрения, средства защиты растений. Цены на них зависят от курса гривны к доллару.
По данным Левицкого, эти товары подорожали в гривне за последний год в два-три раза, а то и больше. Как следствие, производители зерна и масличных подняли отпускные цены на свое сырье. После этого были вынуждены повысить отпускные цены и его переработчики - производители муки, подсолнечного масла, круп.
Подорожание сахара, которого Украина в прошлом сезоне произвела в избытке, Левицкий объясняет тем, что этот продукт производится в крупных агрохолдингах, которые, помимо сахара, также занимаются выращиванием и производством другой сельхозпродукции. В том числе - зерна. Поднимая цены на сахар, агрохолдинги пытаются получить средства на посевную всех сельхозкультур.
"На предыдущей неделе основной причиной роста стоимости плодоовощной корзины снова стали фрукты, подорожавшие сразу на рекордные 27,2% под влиянием девальвации гривны, - говорится в сообщении проекта "АПК-Информ: овощи и фрукты" со ссылкой на его руководителя Татьяну Гетьман о подорожании фруктов и овощей. - Украинский "борщ" тоже продолжал дорожать: за неделю его стоимость выросла на 9,1%, что было обусловлено ростом спроса со стороны экспортеров продукции на фоне девальвации национальной валюты".
Сахар – страховка от девальвации
Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко в качестве причины роста цен также называет девальвацию. Несмотря на то, что большинство круп производится в Украине, сырье для их выпуска собирается импортными тракторами, в них заливается импортное топливо, крупы пакуются в импортный полиэтилен, объясняет он. В совокупности иностранная составляющая в себестоимости продуктов занимает до 30%.
В доажиотажные цены закладывался курс на уровне 15-18 грн/$. Но когда курс достиг 36-38 грн за доллар, многие поставщики вообще перестали отгружать продукты, поскольку они не знали, по какому курсу формировать отпускные цены, говорит Дорошенко.
В то же время Ярослав Левицкий не исключает, что на подорожание продуктов питания повлияла и спекулятивная составляющая, поскольку рост цен на продукты питания оказался выше, нежели уровень девальвации гривны.
Среди потребителей паника распространилась, поскольку никто не знал, как сильно упадет гривна и как это может отразиться на ценах.
"Люди пытаются подстраховаться в условиях роста курса доллара, они боятся неизбежного подорожания продовольствия", - говорит Дорошенко.Покупатели увидели курс и поспешили в магазины делать запасы, стараясь успеть до очередного подорожания, говорит директор департамента маркетинга сети супермаркетов Varus Екатерина Огуряева.
Это наблюдалось по всем регионам Украины в течение трех дней на прошлой неделе.
История по кругу
Ажиотаж сравним с прошлогодней паникой в Киеве, когда в столичных супермаркетах потребители купили двухмесячный запас продуктов, говорит Дорошенко.
Точно также ситуацию описывают в торговых сетях.
Начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации АТБ Анна Личман говорит, что резкое падение стоимости национальной валюты быстро отразилось на потребительском рынке. Поставщики были вынуждены пересматривать цены на продукцию с учетом возможных дальнейших рисков, связанных с обесцениванием гривны.
Потребители стремились конвертировать имеющуюся наличность в продовольствие и другие товары, продающиеся по "старым" ценам.
По словам представителя Varus Екатерины Огуряевой, резкий рост спроса частично объясняется тем, что мелким предпринимателям в пиковый период было выгоднее купить продукты в супермаркете, чем у оптовиков.
"Ведь сеть придерживается индикатива, и мы обязаны держать минимальный уровень наценки на данный товар, а в сети были остатки, закупленные ранее", - говорит Огуряева.
В среднем, продажи за две недели на упомянутые группы выросли в 3-5 раз. В самые "ажиотажные" дни продажи выросли в 10-12 раз. Если бы в магазинах была возможность хранить запасы, то объем вырос бы не в 10 раз, а в 15-20, считает Огуряева.
По данным Анны Личман, продажи масла, круп, муки выросли по сравнению со среднестатистическими показателями от полутора до четырех раз.
Ритейлеры утверждают, что не зарабатывают на панике.
"На социальных продуктах сети практически не зарабатывают. Во-первых, из-за того, что высококонкурентный и социальный товар всегда является товаром-индикатором ценовой политики сети для покупателя. Во-вторых, из-за госрегулирования, которое обязывает ритейлеров держать минимальную наценку", - утверждает Екатерина Огуряева.
Дешевле не будет
В первые дни марта ритейл стал приходить в себя после ажиотажного спроса. Нехватка товара продолжалась четыре-пять дней. Это время потребовалось, чтобы заполнить магазины товаром со складов.
Мало того, бизнес стал понемногу снижать цены. После стабилизации гривны в последние дни цены на сырье начали откатываться обратно, говорит Ярослав Левицкий.
К примеру, стоит ожидать удешевления подсолнечного масла, поскольку на этой неделе сырье для его производства подешевело с 10 тыс. грн до 8,5 тыс. грн за тонну. Может снизиться в цене и мука, поскольку закупочная цена на продовольственную пшеницу упала на 700 грн за тонну.
"Однако не стоит ожидать отката цен на уровень конца января, поскольку они никогда, по моему опыту, не откатываются на предыдущий уровень", - говорит Левицкий.
Период, за который сырье перерабатывается в готовую продукцию и поступает на полки магазинов по новым ценам, составляет примерно три недели.
Источник
|