Вообще, не отрицая трагичности происходящего, для властей это уникальная возможность показать, что они больше не защищают активы окружения Януковича. Начнем с начала, БРСМ-Нафту всегда связывали и продолжают связывать с беглым экс-министром энергетики Эдуардом Ставицким. Тем самым, у которого дома золото килограммами хранилось, и который при бегстве даже не удосужился его забрать с собой. Но после его бегства сеть БРСМ-Нафта не только не сдала позиции, но и начала активно развиваться. Из последних достижений — сеть купила две АЗС, принадлежащие Михаилу Поплавскому. Поездки по стране позволяют воочию убедиться, что сеть активно строит новую инфраструктуру на своих станциях. Да и с экономическими результатами все ок: по итогам четырех месяцев нынешнего года группа даже вошла в топ-10 крупнейших импортеров нефтепродуктов, поставив в Украину около 65 тыс. т бензина и дизтоплива.
У многих это вызывало, мягко говоря, недоумение. И дело не только в одиозности Ставицкого, но и в делах дней нынешних. БРСМ-Нафта ухитряется продавать нефтепродукты дешевле, чем у конкурентов. И экспертное сообщество могло объяснить сей факт только одним — контрабандой. Кстати, есть подозрения, что ситуация на Васильковском районе Киевской области развивалась бы немного по другому, менее печальному сценарию, если бы представители компании смогли внятно сказать, сколько нефтепродуктов храниться на нефтебазе. Но увы, оказывается, они не знают. Думается, что на самом деле все они прекрасно знают, вот только если подозрения в контрабанде верны, то расхождение между официальными данными и реальным наличием топлива может быть в разы. Поэтому и молчат. Что тоже надо будет вспомнить при случае.
И этот “случай” должен наступить как можно быстрее. Если, конечно, у власти есть действительно желание наказать собственников за смерти и увечья людей, а за одно наконец показать, что “старой” команде в очередной раз все не сойдет с рук. Расследование должно закончится не только именами виновных, но и санкциями в адрес компании.
И не надо говорить, что это был поджог или теракт. Даже если так, разве компании не должна отвечать за безопасность на своем объекте? Тем более, что в БРСМ заявляют, что это не первая попытка навредить их имуществу. Разве компания не должна усилить охрану опасных точек, или это сотрудники МВД должны ходить по периметру? Да и в ГосЧС уверяют, что неоднократно отмечали несоответствие объектов нормам пожарной безопасности (что, думается, недалеко от истины, ведь когда собственник министр энергетики, многое можно игнорировать).
Но наказаны должны быть не “инженер по технике безопасности” или “сотрудник охранной фирмы”. Ответственность за подобное обязана понести сама компания — миллионные штрафы от экологов, от ГСЧС, от промнадзора... можно еще и от налоговой (как так, не знают сколько нефтепродуктов на базе) и от таможенников (продуктов сгорело явно больше, чем по документам)... а можно еще и от частных лиц, пострадавших при пожаре (при поддержке государства, конечно). Плюс МВД должно все же довести до логического конца расследование в отношении менеджеров БРСМ. Все это должно вылиться компании в миллиарды.
Тогда, с одной стороны, государство покажет, что способно защитить своих граждан. А, с другой, наконец покончит хотя бы с одним наследием режима Януковича.
Скажете, это уже не наследие Януковича. Ведь БРСМ-Нафта пламенно отрицается участие Ставицкого в капитале. И даже официально заправки проданы то ли голландскому фонду, то ли офшорам на Бейлизе. С трудом, конечно, верится, что это не формальная продажа. Но даже если не формальная, и Ставицкий теперь тут не при чем, то это даже лучше. В таком случае новый собственник “заплатит” за покупку сомнительной компании — ведь вряд ли он не знал, что покупал активы беглого министра. И если заплатит один собственник, остальные инвесторы много раз подумают, стоит ли покупать активы беглых украинских чиновников. Даже по очень привлекательной цене. А значит у Украины появится шанс вернуть украденное до того, как оно будет десяток раз перепродано.
Виктория БАРАНОВА