«Ровесник! Ты любишь отчизну свою, российских полей бесконечную смежность. Тебе, мой товарищ, я отдаю стиха своего угловатую нежность...» — так начинался диктант в 8 классе Нежинской школы №2. Учитель русского языка и всемирной литературы Людмила Яцына подобрала для него фрагменты из произведений русских и советских поэтов. Первый — это отрывок из стихотворения Алексея Суркова «Читателю» (в программе его нет). Также в диктанте была фраза: «Нет на земле прекраснее тебя, страна моя, любимая моя!» (из песни на слова Андрея Досталя) и отрывок из поэмы Александра Пушкина «Евгений Онегин»: «Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе».
А восьмиклассники, не сговариваясь, писали вместо «российских полей» — «украинских», вместо «Москва» — «Киев», вместо «страна любимая моя» — «Украина» и тому подобное.
О 56-летней Людмиле Яцыне «Гарт» уже писал в №51 от 18 декабря 2014 года. В материале «Учительница приказала избить ученика?» речь шла о том, что на уроке всемирной литературы пятиклассник Никита Михайленко получил телесные повреждения. По словам родителей и учеников, педагог призвала одноклассников Никиты «успокоить этого дурачка» и проводила дальше урок, когда он лежал на полу избитый. В этом ЧП разбиралась милиция, было открыто уголовное производство. Но учительница отделалась выговором. И вот — опять скандал с ее участием.
- После того кричащего случая мы не хотели, чтобы Людмила Яцына вновь преподавала у наших детей, — вспоминает мать восьмиклассницы Виктория Гунько. - Однако в Управлении образования Нежинского городского совета (увольнять учителя — это прерогатива именно его, а не директора) к нам не прислушались.
- Вернувшись после временного отстранения от работы, Людмила Павловна преподавала в 6,8 и 10 классах, — рассказывает директор Нежинской ООШ №2 Людмила Матях. — Однако ни один ее урок мы не оставляли без контроля: на каждом был кто-то из администрации школы или из родителей.
- Наши дети очень воспитанные: общались с учительницей нормально, уроки не срывали. Кстати, я сама была на нескольких и отметила, что они очень низкого уровня, — продолжает Виктория Гунько. — 12 марта моя 13-летняя дочь Катя пришла из школы и рассказала, что на уроке русского языка они писали диктант и почти все исправляли слова «о России» на другие. Сразу я не придала этому значения. А когда учительница после проверки раздала детям тетради и я увидела текст, возмутилась. Не из-за оценки (под диктантом стояло 4 балла) - из-за содержания. Мы с другими родителями взяли у, детей тетради, сверили. Заменили слова в тексте почти 90% учеников. Тем, кто написал не намного грамотнее, но дословно (таких в классе были единицы), учительница поставила «11». А «непослушным» сказала: «Вы исковеркали слова Пушкина».
Тот самый диктант
Вспомнила Виктория и другой случай, связанный с Людмилой Яцыной, возмутивший всех родителей.
— В нашем 8 классе есть девочка - переселенка из Севастополя. Ее семья вынуждена была оставить там квартиру и переехать сюда. Ребенок только начал оттаивать, улыбаться. а учительница на одном из уроков ей диктует: «Лето я, вероятно, проведу в Крыму». Девочке и так больно, а ей еще напоминают о недосягаемом ныне доме. Да это обидно и всем нашим детям, которые так любят Крым, но теперь не имеют возможности туда поехать. А на наши вопросы, с какой целью взят этот текст, учительница еще и нам замечание сделала: «Вам будет стыдно за то, что вы сейчас так относитесь к России».
Родители опять пожаловались в Управление образования, а также обратились в СБУ и прокуратуру, подключили общественных активистов.
- Как в прошлый, так и в этот раз педагогический коллектив поддержал родителей. Никто не стал на сторону коллеги, хоть она и проработала в школе 31 год, — говорит Людмила Матях. — Не нужно быть специалистом, чтобы понимать: в настоящее время не то что детям диктовать, самому такие тексты читать не хочется.
Управлением образования была создана специальная комиссия из своих работников, из филологов, представителей общественности. Она должна была выяснить, где педагог взяла текст для диктанта, почему именно этот, какова его воспитательная цель и т. п. Практически никаких объяснений учительница не предоставила. В итоге было принято решение: приказом Управления образования от 29. 05. 2015 года с 3 июня Яцыну Людмилу Павловну уволить за систематическое неисполнение обязанностей, возложенных на нее трудовым договором (согласно ст. 40 п. 3 Кодекса законов о труде Украины, что предусматривает увольнение, если к работнику раньше применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания. Людмила Яцына, как мы уже упоминали, получала выговор).
Приказ учительница не подписала и за трудовой книжкой в школу не пришла. Прокомментировать «Гарту» свой поступок и увольнение отказалась. Ну что ж, это ее право.
Алина Ковалева, еженедельник «ГАРТ» №25 (2725)
|