Всем нам иногда приходится пропускать работу по болезни – день-другой.. Но что делать в случае серьезных медицинских проблем, требующих частых визитов к врачу, когда наше периодическое или продолжительное отсутствие в офисе начинает угрожать как карьере, так и отношениям с коллегами? На этот вопрос ищет ответ корреспондент BBC Capital.
Конечно, первым делом необходимо обсудить сложившуюся ситуацию с вашим непосредственным начальником и с отделом кадров, чтобы они нашли вам временную замену.
Но как насчет коллег, с которыми вы вместе работаете, но не настолько близки, чтобы делиться с ними подробностями своего здоровья?
Рассказать им все как есть, рискуя раскрыть слишком многое? Или молчать, предоставив им строить догадки о причинах вашего отсутствия в офисе?
Как избежать напряженных отношений с теми коллегами, которым приходится делать за вас вашу работу в дополнение к своей?
На личном опыте
Нога Левинер - исполнительный директор имеющего офисы в Сан-Франциско онлайн-ресурса Picnichealth.com, который предлагает пользователям услуги удаленного хранения их медицинских карт.
Левинер не понаслышке знает, каково это - пытаться вылечить заболевание и одновременно сохранить работу. В возрасте 26 лет у нее диагностировали болезнь Крона (хроническое воспаление желудочно-кишечного тракта), после чего она была вынуждена расстаться с основанной ей компанией, специализировавшейся на предоставлении микрофинансовой помощи.
"Каждому, кто сталкивается с подобной медицинской проблемой, приходится решать, насколько им удобно рассказывать о ней коллегам, - говорит Левинер. - В целом мой собственный опыт и наблюдения за похожими случаями свидетельствуют о том, что если вы проявите инициативу и без стеснений расскажете коллегам ровно столько, сколько, по вашему мнению, им необходимо знать, всем станет от этого гораздо легче".
Коллеги все равно заметят
Было бы наивным рассчитывать на то, что коллеги не заметят вашего отсутствия в офисе.
"Если вы поведете себя так, будто пытаетесь скрыть какой-то постыдный секрет, вместо того, чтобы признаться в истинных причинах неявки на работу, коллеги, скорее всего, отплатят вам той же монетой - будут додумывать причины за вас и делиться ими у вас за спиной", - предупреждает Левинер.
Однако поведать коллегам по работе о личной проблеме зачастую оказывается непросто.
"Постарайтесь быть ровно настолько откровенными, насколько вам это комфортно - таким образом вы снимете напряжение в отношениях с коллегами и увеличите вероятность того, что они будут сочувствовать вам и более охотно подменят вас".
Говорите всё как есть
С того момента, как Левинер поставили диагноз, прошли годы, но ей до сих пор приходится рассказывать о своем заболевании - зачастую людям, с которыми она только-только познакомилась.
"Дело в том, что мне необходимо соблюдать очень строгую диету, так что я подробно расспрашиваю официантов в ресторанах о том, что входит в состав того или иного блюда, - говорит она. - И каждый раз, когда обедаю с кем-то, кто еще не знает об этой особенности, включая коллег по работе, приходится объяснять им причины такого поведения".
"При этом нужно еще следить за тем, чтобы не рассказать об этой стороне моей жизни лишнего, ведь мне часто доводится встречаться за обедом с новыми деловыми партнерами", - замечает Левинер.
Она обнаружила, что люди, которым ничего не известно о болезни Крона, часто начинают задавать ей дополнительные вопросы об этом заболевании: "Моя откровенность не оставляет камня на камне от их неловкости".
Позитивная реакция
Люди редко реагируют негативно на известия о том, что у коллеги проблемы со здоровьем, говорит доктор Лоррейн Тилбери, основательница французской компании, предоставляющей коучинговые услуги в области личного и профессионального развития HorsePower International.
"Если вы скажете, что у вас проблемы со здоровьем или какая-то чрезвычайная ситуация в семье, в связи с чем вы вынуждены пропускать работу, практически во всех случаях реакцией коллег будут сочувствие и понимание, - подчеркивает она. - В конце концов, подобные события рано или поздно происходят в жизни каждого из нас".
Не рассказывайте слишком много
Не чувствуйте себя обязанными описывать вашу ситуацию подробнее, чем это необходимо, отмечает Тилбери.
"Вполне достаточно сказать, что у вас возникла проблема со здоровьем, которая требует пристального медицинского наблюдения, и по этой причине в определенные периоды времени я или совсем не смогу приходить на работу, или моя функциональность будет ограниченной", - советует она.
Решившись поделиться происходящим с коллегами по работе, не забудьте по возможности предложить какой-то вариант выхода из ситуации. Например: "Если возникает вопрос, требующий моего внимания, а меня нет на месте, обращайтесь к тому-то", - подсказывает Тилбери.
Не давайте повод додумать причины за вас
Самая большая ошибка, которую можно совершить в подобных обстоятельствах, - это пытаться замолчать проблему.
"Если вы не предоставите вообще никакого объяснения своему отсутствию, коллеги могут заподозрить некоторую личную неприязнь с вашей стороны", - говорит Тилбери.
Если же вы объясните происходящее, пусть даже не вдаваясь в подробности, то сможете разрядить возможную межличностную напряженность.
Четко сформулируйте пожелания к коллективу
Желание помочь свойственно большинству людей. Хотя ваш начальник не имеет права раскрывать частные подробности вашей жизни, ему, скорее всего, будут задавать различные вопросы ваши коллеги.
Те из них, кому приходится делать вашу работу за вас, вероятно, захотят узнать, когда ваше состояние улучшится. Будут вопросы и о том, чем вам можно помочь, говорит Элейн Варелас, управляющий партнер Keystone Partners - бостонской консалтинговой фирмы, специализирующейся на управлении карьерным ростом.
В зависимости от тяжести вашего заболевания и от того, насколько вы готовы говорить о нем, вы сами можете подсказать боссу варианты ответов.
"Это может быть что угодно - от предложения перейти от телефонных звонков к деловому общению преимущественно при помощи электронной почты до таких серьезных просьб, как сдача крови для возможной операции; ваше начальство с благодарностью примет их к сведению", - говорит Варелас.
Не дайте неприязни шанс
Иногда в подобных ситуациях коллеги могут начать втайне злиться на вас из-за того, что им приходится выполнять вашу работу.
Когда вы почувствуете себя готовыми к откровенному диалогу, поговорите с глазу на глаз со всеми, кому довелось взять на себя ваши обязанности в период вашего отсутствия.
Или пригласите их пообедать вместе, предлагает Тилбери: "Скажите им, что понимаете, насколько непросто им было справляться с возросшей нагрузкой, поинтересуйтесь их впечатлениями о том периоде, внимательно их выслушайте и скажите им спасибо за то, что подставили плечо в непростое для вас время. После чего спросите, можете ли вы как-то отблагодарить их - в виде ответной услуги или каким-то иным способом".
Будем надеяться, что начальник при этом на вашей стороне. "Босс, готовый поддержать вас и способный оценить - пусть лишь на словах - усилия коллег, которые справлялись с возросшей нагрузкой в ваше отсутствие, может помочь вашей быстрой реинтеграции в коллектив", - отмечает Тилбери.
Выразите благодарность
Когда вы, наконец, войдете в обычный рабочий режим, найдите способ дать коллегам почувствовать, что цените дополнительные усилия, которые они приложили, пока вас не было.
"Устройте им небольшой праздник в обеденный перерыв, вечеринку после окончания рабочего дня или пригласите их где-нибудь посидеть во внеофисной обстановке, - предлагает Тилбери. - Ваше выздоровление после серьезной болезни - несомненный повод для того, чтобы собраться вместе".
Если такой вариант вам по какой-то причине не подходит, подпишите от руки открытки с благодарностью каждому из тех, кто тащил на себе вашу часть работы. Или, улучив момент, отведите их в сторонку, чтобы сказать слова признательности.
"Глядя им прямо в глаза, искренне скажите, насколько цените все, что они сделали за вас по работе, пока вы боролись за свое здоровье", - говорит Тилбери.
Таким образом вы снова вольетесь в коллектив.
"Лично высказанная благодарность всегда прекрасно воспринимается, подписанная от руки открытка тоже станет приятным знаком внимания, а ваше письменное обращение к начальству, подчеркивающее достоинства заменившего вас коллеги, дополнительно укрепит ваши отношения", - говорит Варелас.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Capital.
Источник
|