Управление весом автомобиля – большое и очень полезное на дороге искусство, считает преподаватель центра безопасного вождения FDW Физика движения Кирилл Каландырец.
В обычной жизни, когда человек, например, споткнется – он сразу слегка наклоняется и бежит вперед, автоматически старается перенести вес на устойчивую ногу, чтобы не упасть. С автомобилем все точно так же: когда мы тормозим, вес уходит вперед, когда поворачиваем налево – вес смещается в правую сторону.
Если часто ездишь по родным украинским дорогам – неизбежно попадешь в ямы, которых у нас, к сожалению, хватает. Особенно, если ты выбрал новый, незнакомый путь и едешь со скоростью не 40 километров в час, а все 80 – ямы так и норовят выскочить ниоткуда буквально в одну секунду. Сегодня мы научимся «расправляться» с такими внезапными ямами так, чтобы нанести машине минимальный ущерб – или вообще остаться невредимым. Тут-то и поможет упражнение «разгрузка по осям», уверен наш преподаватель от Физики Движения.
Во-первых, в таком случае никогда нельзя тормозить в самой яме. Можно слегка притормозить до нее – но тогда есть вероятность, что разгрузка не сработает. Идея в том, чтобы переместить основную массу на другую, противоположную от ямы сторону. Вертишь руль вправо – нагрузка идет на левые колеса, вертишь влево – наоборот, на правые. Тормозишь – вес перемещается на передние, разгоняешься – на задние. К слову, именно поэтому нельзя тормозить во время проезда «лежачего полицейского» (нагрузка пойдет на передние колеса, которыми ты на него заедешь – а это лишний удар по амортизаторам и подвеске), лучше погаситься перед ним до минимальной скорости. Если же остановка перед препятствием невозможна, лучше по максимуму разгрузить переднюю ось.
Как это делать:
На пути, обозначенном коридором из фишек, мы выставляем «препятствия»: две специальные полоски резины, специально устроенные так, чтобы вылетать из-под колес при неправильном проезде. Если же пройти коридор на разгрузке, они так и останутся лежать на месте.
Итак, ты едешь, слева от тебя – яма, и объехать ее не получится. Куда крутить руль? Вправо, подальше от препятствия? А вот и неверно: уезжая от ямы, ты смещаешь вес машины как раз на ту сторону, которая придется на яму – на левую. Поэтому при подъезде к полоске мы резко выкручиваем руль именно влево, на препятствие, а затем так же резко выравниваем машину обратно. Иногда можно даже перед этим маневром слегка уйти вправо, чтобы сделать раскачку – так легче смещать вес, проходя препятствие.
Ну, а два препятствия – последовательно справа и слева – мы проходим по той же схеме: сперва крутим руль вправо, затем влево, каждым поворотом приходясь на сами полоски. Парадокс – но при такой схеме препятствия даже не замечаются под колесами! И, конечно же, не взлетают вверх, что лишний раз доказывает: мы все сделали правильно.
Источник
|