Воспитатели в детских садах и педагоги младших классов бьют тревогу – неуклонно растет количество детей с нарушением и недоразвитием речи. В чем причины этой опасной тенденции? И если их знать, возможно ли исправить ситуацию?
Причина №1: наследственный фактор
Если родители, бабушки или дедушки ребенка страдали речевыми нарушениями, вполне возможно, что проблема передалась «по наследству». Однако наследственные факторы, чаще всего, лишь создают «почву» для других предпосылок, которые в итоге и ведут к нарушениям речи у ребенка.
Причина №2: проблемная беременность у мамы
Нарушения развития речи иногда бывают следствием внутриутробной патологии. К примеру, если беременную изводил тяжелый токсикоз, выявлен резус конфликт, интоксикации, женщина перенесла вирусные и эндокринные заболевания или травму во время ожидания ребенка. Также грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 2 недель до 3- 6 месяцев. Заметно это и внешне – в нарушении строения неба, губ и дефектах прикуса.
Причина №3: патология во время родов
Если процесс появления ребенка на свет был непростым из-за родовых травм, кислородного голодания или использования средств родовспоможения, то у крохи могло произойти внутричерепное кровоизлияние, захватившее речевые зоны коры головного мозга. При такой патологии подросший ребенок отличается речевыми нарушениями. Если кровоизлияние было обширным, возникает системное недоразвитие речи. При локальном кровоизлиянии диагностируется нарушение звукопроизношения, лексико–грамматической стороны речи, фонематического слуха и просодической стороны речи.
Причина №4: заболевания в первые годы жизни ребенка
Если иммунитет малыша был слабым, он, наверняка, часто болел простудой, перенес разные инфекционные и вирусные заболевания. Это отражается на ослаблении или замедлении деятельности процессов коры головного мозга, ответственных за речь.
Причина №5: отсутствие или дефицит речевого окружения
Речь ребенка развивается и обогащается лишь в том случае, если с младенческого возраста с ним постоянно разговаривают. Однако известны случаи, когда родители, чаще всего мамы (так как папы постоянно на работе или вообще отсутствуют), не уделяют должного внимания общению с малышом. Это характерно в основном для неблагополучных семей, где мама занята своими делами, а ребенок растет сам по себе – в тишине, без книжек, сказок и детских песенок.
Но и в благополучных семьях ситуация тоже бывает нездоровой. Родители погружены в заботы: как заработать деньги, что приготовить на ужин. При этом ребенка отдают в детский сад – на «откуп» воспитателям. Разумеется, там он общается со сверстниками. Но в домашних условиях возникает речевой вакуум: с ребенком практически не общаются, не читают ему, так как родители устают на работе и отдыхают, уткнувшись в компьютер.
Причина №6: халатность или гипоопека со стороны родителей
Это одна из основных причин, по которой растет количество детей с речевыми нарушениями. Папы и мамы иногда не обращают внимание на то, как их дети разговаривают, списывая ошибки на маленький возраст и думая, что малыш «перерастет». Не нужно плыть по течению – появившуюся проблему необходимо как можно быстрее диагностировать. Сделать это может лишь логопед. Поэтому родителям нельзя надеяться на то, что речевые нарушения у ребенка исчезнут сами по себе. Чем раньше начать их исправлять, тем больше вероятность того, что ребенок будет разговаривать правильно.
Причина №7: дефицит логопедов в детских садах и поликлиниках
Не в каждом детском саду есть логопед, как это ни грустно признавать. Причина банальная – низкая заработанная плата. Поэтому многие логопеды стараются находить рабочие места в медицинских центрах или коммерческих образовательных учреждениях. Но если логопед в муниципальном детском саду работает и делает это хорошо, его знаний и умений с трудом хватает на всех.
Давайте посчитаем: логопед работает 5 дней в неделю по 4 часа. На одну ставку учителя-логопеда определяется норма на логопункте – 25-30 детей, в логопедической группе 12 человек. Это те, с которыми необходимо заниматься постоянно, чтобы исправить речевые нарушения. А ведь есть еще другие дети, которые тоже, возможно, нуждаются в профессиональной помощи. Вот так и получается, что логопед и рад бы, но не в силах охватить всех, кто страдает теми или иными речевыми нарушениями.
И в муниципальных поликлиниках ситуация еще хуже. Если такой специалист и есть, то он всего один. А детей – много. Поэтому попасть на прием достаточно сложно. А уж на занятие – тем более. Средняя продолжительность занятия с логопедом в детской поликлинике составляет 20- 30 минут. То есть в час специалист может принять только двух-трех пациентов. Заметим, что рабочий день логопеда в поликлинике – 4 часа.
Причина №8: высокая стоимость занятий с логопедами на коммерческой основе
Когда не удается бесплатно заниматься с логопедами в детском саду или в поликлинике, многие родители выбирают специалистов, оказывающих платные услуги. В зависимости от региона один академический час у логопеда стоит от 500 до 1500 рублей. Чтобы от занятий был эффект, необходимо частое посещение. А это уже влетает родителям «в копеечку». Финансовые возможности не всем родителям позволяют водить детей к платным специалистам. Отсюда и нерешенные проблемы речевого нарушения у ребенка.
Как решить проблему растущего количества детей с речевыми нарушениями? На этот вопрос отвечает наш эксперт – Ирина Григорьевна Лотышова, преподаватель ГАОУСПО Ленинградского социально-педагогического колледжа Краснодарского края, учитель-логопед: «Действительно, рост детей с речевой патологией не уменьшается, а растет с каждым годом. Вышеперечисленные причины - далеко не весь спектр того, что вызывает речевые недостатки у малышей. Решить проблему коррекции речи могут специалисты и родители, работая в тесном контакте.
Если все-таки, уважаемые родители, вы замечаете, что ребенок говорит не так, как другие, вам необходима консультация и рекомендации логопеда. Следует выполнять все задания и упражнения – регулярно и систематически. Можно просмотреть в интернете логопедические видеоуроки, которые помогут вам выполнять гимнастику для органов артикуляции, развивать мелкую моторику, дыхание и психические процессы. Это станет хорошей базой для развития экспрессивной речи детей».
Источник
|