В России открывается Международный турнир юных физиков, на который приехали школьники из 29 стран мира. В какую сторону закручивается вода в ванне, как опубликовать научную статью при помощи свечки и веревки и что дает участие в конкурсе, от организаторов турнира узнал отдел науки.
27 июня, в Екатеринбурге состоится торжественная церемония открытия Международного турнира юных физиков — престижного научного конкурса, в котором участвуют самые талантливые школьники со всего мира. Когда состоялся самый первый турнир, кто спонсирует мероприятие, при чем тут реферируемые журналы и вода в ванне, отдел науки выяснил у Евгения Юносова — физика, президента фонда «Турниры юных», основателя Международного турнира юных физиков, и Ильи Марченко — физика, доктора Фрибурского университета, казначея Международного турнира юных физиков.
— Впервые турнир был проведен в Москве в 1988 году. Кому пришла в голову идея конкурса? Почему считается, что турнир юных физиков «возник на коленке»?
И.М. Не совсем так. Впервые Турнир юных физиков состоялся в марте 1979 года. Это был первый опыт, в котором приняли участие только команды семи московских школ (среди этих участников был, кстати, известный российский политик Борис Надеждин). Этот опыт состоялся по инициативе московского физика Евгения Юносова, который в тот момент работал на физическом факультете МГУ и в ФМШ 18. Идея оказалась живучей, и турнир продолжился в ежегодном формате, становясь все более и более известным. К лету 1987 года Юносов нашел группу таких сторонников, как вице-президент АН СССР Евгений Велихов, известный астрофизик Григорий Зацепин и секретарь комитета комсомола Людмила Швецова.
Именно совместными усилиями состоялся 1-й Международный турнир, в марте и апреле 1988 года.
История про «коленку» — это история удивительной живучести турнира. К работе над заданиями школьников привлекают не оценки, не деньги, не давление учителя, а свой собственный живой интерес. И задания отбираются так, чтобы участникам не были нужны ни лаборатории, ни оборудование. Турнир можно десантировать в любом месте.
Е.Ю. В первые годы нам казалось, что турнир — это просто увлекательная интересная веселая игра, ради которой школьники готовы тратить немного свободного времени. Скоро оказалось, что дело гораздо серьезнее. Тогда было сложно предположить, до каких масштабов разрастется турнир.
Надо учесть, что регламент сложился, основные идеи были апробированы еще до 1-го Международного турнира.
— Кто, кстати, победил в турнире 1988 года?
И.М. Это увлекательный вопрос, для ответа на который наш архив искал и собирал отдельную пачку документов. Евгений Юносов поставил цель не столько провести сложный конкурс, сколько передать опыт съехавшимся со всего Союза и из-за границы командам. Из документов можно сделать вывод, что однозначного победителя не объявлялось.
— Россия часто одерживает победы в турнире?
Е.Ю. Часто одерживала, и поначалу это было естественно, поскольку Россия была страной-родоначальницей.
И.М. Но это и неважно, поскольку медали и дипломы — только небольшая приманка. Главное состоит в том, что мы можем собрать вокруг общего дела школьников и учителей, которые будут решать задачки и учиться, а потом сражаться друг с другом.
— Как можно попасть на турнир? Есть ли возможность в нем поучаствовать у школьника, живущего в глухой российской деревне?
Е.Ю. Да, можно. У нас все открыто. Задания и правила опубликованы, и таких прецедентов много.
И.М. Турниры проходят в несколько этапов, но задания одинаковые во всех странах мира и во всех этапах — от школьного до регионального, национального и международного.
Приехать на региональный или национальный этап в России могут все.
Попасть в сборную команду, чтобы представлять страну, смогут уже только победители.
— А как именно дети на турнир отбираются?
И.М. На разные турниры дети отбираются по-разному. Если это региональный турнир, то просто учитель или активный школьник собирают команду из своей школы и едут. Задания те же самые, что и на главном международном турнире.
На международном турнире одна страна выставляет одну команду. В некоторых странах создается сборная из лучших игроков национального турнира. В некоторых едет победившая команда в полном составе. Эта процедура целиком в зоне ответственности национальных организаторов, которые проводят национальный отборочный турнир.
— Вы говорите, что «в течение года участники турнира занимаются исследованиями дома на кухне». О каких исследованиях идет речь?
Е.Ю. В какую сторону закручивается вода в ванне? Вы проверяли у себя? Есть мнение, что в нашем полушарии закручивается в определенную сторону. А как дело обстоит на самом деле?
Такие задания — с одной стороны, интересные, увлекательные, но не требуют сложной аппаратуры.
Достаточно свечки, веревки, линейки, стакана воды.
И вы видите поразительный эффект, который надо объяснить.
И.М. Задания позволяют дать решение на любом уровне глубины. От ответа на пальцах до статьи в реферируемом журнале. Каждый участник может получить достойный ответ на своем уровне.
Допустим, возьмем рукой стеклянный стакан с водой и посмотрим на него сверху. С внутренней стороны стакана будут прекрасно видны узоры отпечатков пальцев. А если взять сухой стакан, без воды внутри, и также взять его снаружи рукой, отпечатков не будет видно. Об этом эффекте, который поразительно простой и поразительно сложный, можно думать и спорить по много месяцев.
— На каком уровне эти исследования? Почему дети публикуют статьи в реферируемых журналах?
Е.Ю. Иногда шуточные проблемы находят неожиданно глубокие решения. Открываются побочные проблемы, которые могут оказаться интересными и для взрослых.
И.М. Неизбежно, что некоторые команды довели свое исследование до состояния статьи, которую можно почистить и послать в журнал уровня Am. J. Phys., Eur. J. Phys. или Phys. Teach. Оказывается, что нашим участникам по зубам, чтобы статью приняли и напечатали. Ее даже могут начать цитировать.
Эта статья написана не аспирантами и не старшекурсниками, а школьниками под руководством хорошего руководителя.
— А какие привилегии получают школьники, победившие в турнире? Может, им дается право поступить в любой вуз без экзаменов?
И.М. Такое право для участников Международного турнира юных физиков существовало в СССР с 1989 по 1991 год. Мы надеемся, что такую практику удастся вернуть в тех странах, где поступление без экзаменов является существенной привилегией. Признание турнира со стороны ведущих вузов важно для нас. Так, благодаря усилиям нашего представителя от США Андрея Клишина MIT добавил турнир к списку мероприятий, которые институт признает полезными.
— Такой вопрос: кто спонсирует турнир?
И.М. Международный турнир живет за счет трех источников. Это спонсоры (наукоемкие компании), органы образования или университеты (из принимающей стороны), а также взносы членских организаций нашей международной ассоциации. Турнир юных физиков является некоммерческой ассоциацией со штаб-квартирой в Европейском физическом обществе. В Москве также действует Фонд «Турниры юных».
— Из каких стран больше всего команд — из европейских? Есть ли в этом году команды с Украины? А из США?
И.М. Да, Европа, Азия, США, Бразилия, Австралия, Новая Зеландия.
Турнир является по своему уставу аполитичным.
Действительно, Тайваню приходится выступать под турнирным флагом, а не под флагом Республики Китай, но других подобного рода историй у нас мало.
— Турнир называют самым сложным научным конкурсом в мире. Можете привести пример задачи турнира?
И.М. Задания выглядят чрезвычайно доступно. Как раз для того, чтобы участник заинтересовался и начал копать. Мы не рассуждаем в таких категориях, как спрашивать про «верный» ответ, который могут получить только лучшие из лучших. У нас есть цель быть открытыми и доступными на всех уровнях глубины.
Вот пример задания: половина стеклянной банки окрашена черной красой. На банку одета крышка с небольшим отверстием. Если теперь посветить на банку лампой накаливания, можно услышать громкий низкий звук. Объясните и изучите явление.
Задание выглядит интересно и заманчиво, и многим захочется провести опыт. Проведя опыт и услышав это гудение, многие измерят частоту звука.
Частота составит 100 Гц, независимо ни от формы банки, ни от размера отверстия.
Можно изучать зависимости от важных параметров. И можно продолжать исследования до бесконечности, доведя их до уровня статьи в таком журнале, как Am. J. Phys.
— В разные годы турнир посещали известные люди. А можете сказать, кто именно из знаменитостей был на конкурсе?
И.М. Три нобелевских лауреата — Клаус фон Клитцинг, Рихард Эрнст и Дуглас Ошерофф. Директор ЦЕРНа Хервиг Шоппер. Послы, министры иностранных дел и образования. Уличенная в плагиате министр образования Германии Анетта Шаван (мы уж не знаем, на пользу или во вред был ее приезд). Члены тайваньского Гоминьдана — премьер-министр У Дуньи и бывший президент Ма Инцзю. Королевский астроном Мартин Рис. Этот список можно продолжать долго, но такие громкие имена связаны лишь с тем, что Международный турнир юных физиков должен нести крест знакового мирового события в области физики и физического образования.
Источник
|