Как не стоит воспитывать девочек, или «я — это только моя красота»
В исследовании, опубликованном в Journal of Science, исследователи давали группе 5-7-летнего возраста различные задачи, изучая их реакции и поведение в изменяющихся ситуациях. В одном из заданий детей попросили выбрать из двух равноценных изображений мужчины и женщины «самого умного человека».
В ответ мальчики и, что более удивительно, девочки старше 6 лет указывали чаще на фигуру мужчины.
Отметим, что в следующих заданиях, которые позиционировались, как задания только для «самых умных детей» девочки не хотели участвовать. Любопытно, что девочки младше 6 лет не испытывали влияния подобных предубеждений, сообщают исследователи.
Ханса Баргава (Hansa Bhargava), журналистка американского медицинского издания WebMD занялась исследованием данного воппроса, обратившишь за советом к двум специалистам: Хизер Прессли, курирующей разработку программы для позитивного развития молодежи на основе физических упражнений для девочек, учащихся в младшей школе, имеющей научную степени в сфере образования; и Кристин Каррутерс, клиническому психологу, практикующему в Институте детского интеллекта и специализирующейся на СДВГ и поведенческих расстройствах у детей.
Такое положение дел совсем не удивило доктора Х. Прессли: «Такие выводы девочек старше 6 лет вполне закономерны, ведь именно в этом возрасте они начинают ходить в школу, попадая под влияения распространенных в мире стереотипов, которые настолько вжились в наше сознание, что мы их не замечаем. Существующяя система образования, позиция учителей, родители и другие ученики могут непреднамеренно внушать девочкам ощущение, что мальчики умнее и с больше вероятностью состоятся в карьере, чем девочки».
Х. Прессли предположила, что учителя и воспитатели в дошкольных учреждениях имеют собственное, часто не осознаваемое, подсознательное предвзятое отношение к распределению обязанностей между полами. Это способствует формированиию у девочек чувства неуверенности и некомпетентности в определенных областях деятельности, где властвуют мужчины.
Кристин Каррутерс разделяет мнение коллеги. Кристин полагает, что мы могли бы изменить сложившуюся ситуацию, регулярно поощряя девочек за демонстрацию их интеллектуальных способностей и достижений.
Неувереннность в собственных силах и низкая самооценка могут серьезно повлиять на выбор дальнейшей профессии. Когда девочки убеждены, что они не достаточно умны и способны, чтобы развиваться и строить свою карьеру на равне с мальчиками, в дальнейшем они подсознательно могут избегать ситуаций успеха, позволяющих им продвинуться вперед к успеху.
Женщины склонны выбирать специальности, не относящиеся к науке, математике или технологиям, которые традиционно считаются «мужскими специальностями», где девочкам «делать нечего». В отчете Исследовательского центра Национального студенческого информационно-координационного центра в 2014 году менее 30% женщин получили высшее образование в области науки и техники, и что интересно за последние десятилетие этот показатель изменился только на 1%.
Низкая самооценка также может быть фактором риска для других проблем, таких как беспокойство, депрессия, лишний вес и расстройства пищевого поведения, а также может влиять на другие аспекты жизни, в частности — вызывая трудности в отношениях с мальчиками.
Как нужно воспитывать девочек
Конечно, мы не можем предложить вам готовую программу «Как вырастить счастливую дочь». Однако, результаты психологических исследований, позволяют делать некоторые выводы о полезных и вредных принципах воспитания детей.
Пусть ваша дочь с самого детства знает, что в интеллектульных сферах деятельности нет разделения на «мужские» и «женские» профессии
Вы не можете знать наперед, какая сфера деятельности заинтересует вашу дочь и в какой сфере она может стать успешной. Родительское критическое суждение относительно одних профессий и предпочтение других, способно существенно сказаться на том, состоится ли карьера девочки. Это не означает, что как только девочка научится ходить — самое время отправлять ее на бокс, или на занятие греблей. Но привить девочке понимание собственной свободы выбора и равенства с мальчиками — очень важно.
Относитесь к своим сыновьям и дочерям одинаково, не внушая девочкам, что главная их ценность и «инвестиция» — это их внешность
Если вы просите свою дочь помогать в домашних делах, подключите к помощи и вашего сына. Пусть со стороны мальчика это не будет готовкой или стиркой. Но помочь с уборкой, вынести мусор или помыть посуду ваш сын сможет не хуже девочки.
Обращайте внимание на то, что читают и какие фильмы смотрят ваши дети
Реклама, видео или картинки, изображающие женщину в стереотипной роли «домохозяйки» могут послужить для вас отличным инструментом, чтобы объяснить, что такое стереотипы и почему они вредны.
В окружении девочки всегда должна присутствовать женщина — эталон, на который можно равняться
Это должна быть гармоничная женщина, состоявшаяся, как личность, как профессионал и как мама. Ребенок должен считывать только хорошие и правильные «сценарии» развития собственной жизни. Если ваша личная жизнь по разным причинам не сложилась, постарайтесь найти для вашего ребенка такого «значимого взрослого» — успешную и гармоничную во всех отношениях женщину, которая будет учить девочку своим примером, как правильно строить отношения с самой собой и окружающими.
Хорошая модель для подражания — обязательное условие для формирования в девочке ощущения собственной значимости и значисмоти женщин в обществе в целом, позитивного взгляда на мир и успешного сценария в жизни.
Дети склонны повторять то, что мы делаем, а не то, что мы проповедуем. Если девочка видит, что ее мать критикует, не любит или не уважает себя, привязывает чувство собственной ценности с ее внешним видом, она учится относиться к себе также — видеть единственную свою ценность во внешнем и не принимать себя.
Помните, мамы должны поощрять и свои достижения, и достижения дочерей. Т е не только «ты у меня такая красавица!», но и «как же замечатльно ты справилась с этим заданием. Ты очень умная девочка». Стремитесь к объективности, но не критикуйте по мелочам. Каждый из нас имеет право на ошибку, но и обязанность ее исправить — тоже.
Объективность, честность и наличие положительного примера — залог гармоничного психологического формирования ценностей девочки и ее отношения к себе и окружающим.
Источник: WebMd
|