Полигамия освящена законами Ислама. Однако ещё до принятия этой религии, многие народы Востока допускали у себя многоженство. Например, Страбон в I в. до н.э. писал о многоженстве у мидян: "Более общим является обычай многоженства царей. У горных мидийцев этот обычай распространяется на всех, и им не разрешается иметь меньше пяти жен" .
Многоженство было распространено и в “Поднебесной Империи”. Китайский император кроме «главной жены», имел еще двух «второстепенных». Главная жена занимала среднюю часть дворца, её так и называли: «императрица Среднего дворца». Восточные апартаменты считались почетнее западных, поэтому вторая жена жила в восточной части дворца и её называли «императрицей Восточного дворца», а третья - занимала западные покои, ее называли «императрицей западного дворца» . Любопытно, что многоженство практиковалось не только южными народами. В древности полигамия была распространена даже у христиан! Первые французские короли позволяли себе многоженство. Например, Хлодвиг I (род. в 466 г.) женился на двух сестрах. Гонтраль Орлеанский был также женат на двух женщинах, несмотря на запрет папы. Некоторые христиане Северного Кавказа также позволяли себе жениться на нескольких женщинах. В середине XIII века адыгский феодал христианского вероисповедания содержал на Тамани около 100 жен.
В отличии от многих Восточных народов, древним тюркам не был присущ обычай многоженства. В древности мужчина-тюрок мог иметь только одну жену. Позже, под влиянием китайцев и мусульман, тюркские правители (хаганы) стали практиковать многоженство, но лишь одна из царских жен с титулом тюркан носила звание царицы .
По другому было у арабов. До установления Ислама, в Аравии мужчина имел право жениться на неограниченном количестве женщин. Ислам ограничил это количество до 4 жен. В Коране на этот счёт сказано: "...женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трёх, и четырёх. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной..." (сура Женщины, аят 3).
Однако Коран отмечает, что мужчине трудно быть одинаково справедливым по отношению к нескольким жёнам: "И никогда вы не в состоянии быть справедливым между женами, хотя бы и хотели этого" (сура Женщины, аят 128 (129)). Некоторые мусульманские богословы понимают этот стих Корана как призыв к моногамии.
Согласно шариату, при оформлении брачного договора женщина имеет право включить в него пункт, запрещающий мужу брать вторую жену. При нарушении этого пункта со стороны мужа, жена имеет право требовать развода. Таким образом, Ислам хоть и дозволяет многожёнство, но обставляет его реализацию рядом условий, среди которых: способность мужа содержать несколько жен, относиться к ним с одинаковым вниманием и любовью, получение предварительного согласия жены при заключение брачного контракта.
Европейские путешественники Х1Х в. отмечали, что: "многоженство в мусульманских странах явление редкое и наблюдается почти исключительно в богатом классе, т.е. поддерживается только лишь сильно развитой страстью при материальном достатке" .
Существует ряд стран, таких как, например, остров Ява, где на одну женщину приходится несколько мужчин. Там ощущается сильный недостаток в женщинах, и естественным следствием такого факта явилась полиандрия, многомужество.
Согласно Страбону, элементы полиандрии наблюдались и у древних мидян: "Так же и женщины, как говорят, считают за честь иметь как можно больше мужей и полагают несчастьем, если у них меньше пяти мужей" .
В Тибете и на острове Ява, в Лассе и Калькутте одна женщина вступала в брак с несколькими мужчинами. В то время, как малабарская женщина пользовалась правом выйти замуж за нескольких мужчин, последние по закону могли жениться только на одной женщине. Особенной свободой пользовалась женщина северного Индостана: ей дозволялось иметь неограниченное количество мужей . Как уже отмечалось, в современном мире преобладает единобрачие (моногамия), призванное прочно соединить супругов между собой и с их потомством. Современная моногамная семья представляет собой оплот государства и ячейку общества.
По материалам: Фарид Алекперли. Тысяча и один секрет Востока, т.II
|