Если спросить среднестатистического украинца: есть ли у нас феминизм, большинство ответят, что вряд ли. В том виде, в каком это движение существует на Западе, в Украине его действительно нет. Однако есть женщины в украинских городах и селениях, утверждающие, что мужчины имеют незаслуженно больше привилегий, чем они, и считают своим гражданским долгом сделать все, чтобы устранить эту вселенскую несправедливость. Правда, видят они это самое оскорбительное неравенство часто по-разному. Одни считают, что должны отстаивать право женщины выглядеть, как мужчина, доказывают обществу, что не рожать, не готовить и быть лесбиянкой – нормально. Другие уверены, что их миссия – отбить охоту у иностранцев приезжать в Украину в поисках дешевого секса и восстановить попранную репутацию украинок. Третьи стремятся юридически уравнять в правах социальную группу Ж с социальной группой М.
Эта оскорбительная вежливость«Когда мужчина открывает передо мной дверь, мне просто смешно. Я что, слабее и не могу сама этого сделать? – удивляет меня своим отношением к вежливости феминистка Анна Довгопол. – Для меня неприемлемо, когда незнакомый мужчина обращается ко мне: Солнышко. Почему он считает, что то, что я – женщина, дает ему право фамильярничать?». Аня утверждает, что ощущала эту гендерную несправедливость с самого детства. Мол, ее всегда злил стереотип, что девочка обязана носить юбки и платьица, которые Аня терпеть не могла. С возрастом это ощущение не только не ушло, но стало острее. «Моя позиция: сложившиеся в обществе гендерные роли ущемляют возможности и мужчин, и женщин. Считается, например, что если ты родилась женщиной, то должна уметь готовить и любить детей. Мужчина не должен плакать, даже если очень больно, а женщина должна быть слабой и ни в коем случае не пытаться стать сильнее мужчины. Но физическая данность – это одно, а стереотип – другое. Есть много женщин, которые сильнее мужчин. Моя подруга – мастер спорта по вольной борьбе». После обучения в Центральном Европейском университете в Будапеште на факультете гендерных студий Аня еще больше убедилась в правильности своей жизненной позиции. Говорит, что мировая статистика – железный аргумент, что женщину считают хуже мужчины и во многих аспектах ущемляют.
Лидер женской общественной организации «Фемен» Анна Гуцол говорит, что с отношением к женщине, как к человеку второго сорта, по сравнению с мужчиной, впервые столкнулась на работе. «Я работала в общественно-политической организации и пришла с коллегой-мужчиной на ту же должность – изначально мы должны были организовывать всевозможные мероприятия, но, в итоге, мне пришлось выполнять больше работу секретаря. Уходила позже всех. Даже готовила и приносила чай, чего не требовалось от мужчин – мол, не мужское это дело. При этом мы получали одинаковую зарплату». Общественная организация, которую возглавила Аня, известна своими экстравагантными способами защиты прав женщин. К примеру, активистки «Фемен» 30 июля 2008 года надели вызывающие одежды и вышли на центральные улицы Киева с плакатами: «Украина – не бордель». Так демонстрантки пытались обратить внимание украинских политиков и сотрудников иностранных посольств на то, что иностранцы часто приезжают в нашу страну с весьма оскорбительной для любого государства целью – за дешевым сексом. 19 октября того же года общественницы снова о себе напомнили – устроили бои в грязи на главной площади столицы. Несмотря на довольно низкую температуру воздуха (около +10 градусов), девушки дрались друг с другом в купальниках. Акция называлась «Грязные игры украинской политики», так феминистки опротестовали досрочные парламентские выборы.
Есть у этой маленькой феминистической организации и свои победы. К примеру, Анна Гуцол рассказала, что в посольстве Германии согласились с ними сотрудничать. Девушки сообщают в посольство о тех немцах, которые приезжают сюда, чтобы «снять» украинскую красавицу, а те в свою очередь принимают меры. Активистки «Фемен» направили запрос в БЮТ, где изложили свое предложение наказывать не только проститутку, но и клиента. «Мне жаль, что в Украине термин «феминистка» считается ругательством, все сразу представляют, что это лысая, волосатая лесбиянка на байке, которая отказывается готовить и стирать. Но ведь мы в своей организации стремимся поднять достоинство женщины, убедить ее, что она должна быть социально и политически активной и не уступать мужчине в профессиональных качествах», – резюмирует собеседница.
Причина феминизма – отсутствие сильных мужчинВ этом уверен противник феминистского движения издатель журнала
L'Officiel Сергей Горовой.
«Феминизм – болезнь, характерная для крупных мегаполисов. И причина – отсутствие нормальных мужчин. Когда рядом с женщиной нет мужчины или он слаб, возникает защитная реакция – феминизм. Как только появляется надежный мужчина и ребенок, она исцеляется, – рассуждает Сергей. – Женщины получили равные права с мужчинами и не довольны. Я сталкивался с феминистками на работе: я за ними наблюдал и могу сказать, что эти женщины отличались повышенной агрессией к мужчинам и к миру в целом.
Понимаете, нарушена гармония инь – ян, вот когда гармония нарушается, и возникают такие явления. Феминизм разрушает женщину изнутри, она приобретает жесткость, резкость, грубость. Посмотрите на Маргарет Тэтчер, на Тимошенко, как она кричит. Она хочет быть мамой всех мужчин, в народе ее называют «мужик в юбке». Мне нравятся восточные женщины, которые понимают, что существует культ мужчины, что служить ему – ее природная функция, и ей в этом комфортно. Я не говорю о служанке, служить в благородном смысле: давать мудрые советы, создавать уютную обстановку, чтобы мужчина мог бороться и достигать».
Писатель Олесь Бузина называет себя «принципиальным сторонником главенства мужчин в семье, правительстве и мирозданье» и на дух не переносит феминисток. Говорит, что, к счастью, феминизм Украине не грозит, поскольку наш менталитет сильно отличается от западного. «В Украине феминистическое движение возникло в 90-е годы, тогда выделяли гранты различные европейские организации, называли это «стремлением прививать европейские ценности». Под эту же марку нам навязывают педерастию. А поскольку у нас имелись женщины, склонные к освоению денежных масс, то и появились феминистические организации, – размышляет писатель. – Сейчас же денег все меньше, и потому это движение затухает. Для развития феминизма в Украине нет исторических предпосылок. Мое мнение, что большинство феминисток – это те, у кого нет либо мужа, либо детей. Украинские барышни симпатичные, и у них нет проблем с женихами. Она либо украинца найдет, либо за француза, испанца выйдет замуж. У нас исторически матриархат. Запорожская Сечь – это бунт против матриархата. Вспомните Кайдашиху, которая тиранит всех мужчин в семье. Украинские мужчины хотят подчиняться женщинам, для них это привычно. Поэтому Украина давно перешла на матриархат. При советской власти женщину уравняли в правах с мужчинами, существовали квоты в правительстве для женщин. Теперь посмотрите на Юлию Тимошенко, как она гоняет Виктора Ющенко. Среди ее электората большой процент мужчин, не способных доминировать».
Матриархат или не матриархат?«Какой у нас матриархат? – возмущается кандидат социологических наук, доцент Светлана Оксамытна. – Патриархат, матриархат – это всего лишь название определенной системы власти в обществе, я делаю ударение на слове общество. Патриархат – это когда основная власть принадлежит мужчинам, прежде всего власть принятия решения на общегосударственном уровне. Матриархат соответственно – женщинам. Где вы видели, чтобы у нас женщины принимали решения на общегосударственном уровне? Кроме того, выдающиеся историки на Западе говорят о том, что «матриархат» – термин, придуманный антропологами в ХІХ веке. За этим словом не стоит период в истории человечества, где бы власть принадлежала женщинам. В Украине не было такого. Если говорить на уровне семьи, всегда считалось, что женщина в Украине имеет большую власть в семье, чем мужчина, но на этом власть и заканчивается. Большая проблема, что женщины реально лишены права принятия решений на всех уровнях. У нас нет достаточного количества женщин у власти, чтобы кардинально это изменить, а те, которые есть, очень далеки от гендерной образованности. Посмотрите на избирательные списки, туда включают, особенно в «проходную часть», преимущественно мужчин. Это при том что уровень образования, а значит, уровень компетенции и квалификации среди женщин в Украине выше. Может быть пропорционально женщин меньше бы хотели достигать вершин, но очень большой вопрос, хотят ли их там видеть люди, которые уже принимают решения и составляют списки».
Г-жа Оксамытна относит себя к академическим феминисткам, тем, кто проводит исследования и всячески способствует развитию феминизма на уровне науки и высшего образования. По ее словам, в Украине есть не один десяток исследовательниц. Согласно данным Минюста, в нашей стране насчитывается около десятка феминистических организаций и несколько сотен женских. По мнению социолога, «феминизм по-украински» сегодня в зачаточном виде, но продолжает развиваться. Я призналась собеседнице, что к своим тридцати годам не помню случая, чтобы ко мне отнеслись предвзято на основании того, что я – женщина. На что ученый ответила, что вот в этом-то и есть проблема украинских женщин, считающих, что если в их жизни сложностей не возникает, значит таковых нет ни у кого.
Образованная не значит высокооплачиваемая По мнению кандидата социологических наук, доцента Светланы Оксамытной, гендерное неравенство в Украине есть. «Возьмем, к примеру, сферу образования. По данным Госкомстата, в этой сфере работают 90% женщин и только 10% мужчин, а разрыв в заработной плате 20% в пользу мужчин. Если говорить обобщенно, есть явное гендерное неравенство в экономической сфере. То, что социологи называют «стеклянный потолок», когда гораздо меньше женщин на более высоких должностях во всех сферах. Насилие – очень распространенное явление, но достаточно плохо изученное направление. Закон против насилия не работает, как и закон о равных возможностях, он только на бумаге, нет даже подзаконных актов для того, чтобы он мог работать. Проблема нашего государства в гендерной необразованности. Например, Кабмином принята Национальная программа для повышения уровня рождаемости. Принимается решение выплачивать женщинам «очень большие деньги». Но еще до принятия и демографы, и социологи хором говорили – это нововведение может иметь только минимальный и ограниченный временем эффект. Кто прислушался? Допустим, получила женщина эти выплаты. Как дальше воспитывать детей, совмещая материнство с работой? Детскими садиками государство параллельно обеспечит? А гибкий график работы, если муж стал безработным? И возникает очень большая проблема, когда какие-то нормативы гендерного толка принимаются не на основании каких-либо исследований. В европейских странах, прежде чем принять что-то законодательно, обращаются к исследователям: экономистам, социологам, политологам, а потом, если решение таки внедряется, опять проводится мониторинг – работает или нет».
Изучение гендерных вопросов и информирование о выявленных проблемах в обществе – основная задача тех, кто причисляет себя к академическим феминисткам, чем и занимается, донося правду до студентов, моя собеседница. При этом Светлана Оксамытна понимает, что в ближайшее время феминизм в Украине не будет процветать.
«В Скандинавских странах 70 лет ушло на то, чтобы женщины смогли влиять на процессы в обществе. У нас должно смениться два-три поколения. Но дело движется: долгое время в нашем университете я была единственным человеком, кто читал курс на гендерную тематику. Сейчас – уже три-четыре молодых преподавателя, поле наших возможностей расширяется», – говорит социолог.
Возмущение по поводу того, что мужчина отнесся без должного уважения, испытывает периодически каждая женщина. Кто-то чаще, кто-то реже. Одни навесили на всех представителей – да простят меня феминистки – сильной половины человечества обидные ярлыки, другие решили, что это с ними что-то не так. Как бы там ни было, для каждой из нас есть два пути заставить себя уважать: объявить войну мужчинам или заняться собой, повышая самооценку, восстанавливая самоуважение и самодостаточность.
Наталья КОНОВА,
«Профиль»Фото активисток этого движения можно посмотреть в
моем фотоальбоме на сайте.
Ayverso.