Трагическая новость пришла вчера утром. В начале недели Евгения Весника госпитализировали в военный госпиталь.
- Ему было трудно дышать, - рассказала нам супруга актера Нонна Гавриловна, когда мы ей звонили два дня назад. – У мужа и раньше бывали приступы астмы. Я подумала, что и на этот раз случилось обострение, учащенное дыхание. К тому же муж был метеозависимым человеком и реагировал на магнитные бури.
Врачи заподозрили инсульт и сразу госпитализировали пожилого актера, но позже в больнице эти подозрения были сняты. Виной плохому самочувствию стал сосудистый спазм, бронхиальная астма и возраст актера. Все-таки в январе Евгению Яковлевичу исполнилось 86 лет. Еще два дня назад оптимизм и уверенность Нонны Гавриловны, что врачи «поставят капельницу» и все обойдется, вселял и в нас надежду на лучшее. Но, как сказала нам супруга актера, у ее мужа было обезвоживание организма.
- Евгений Яковлевич в последнее время почти ничего не пил, - жаловалась Нонна Гавриловна. - Я его по ложечками поила компотом, соками. А он две ложки супа съест и говорит, что больше не хочет. Уж на какие ухищрения я только не шла, чтобы было повкусней: и какао варила и растворимый цикорий. А ему все равно пить не хотелось. Он очень ослаб. Это случилось за последние полгода. Год назад мы ездили в санаторий, муж был бодр и весел. А после нового года совсем сдал. Даже по квартире ему было трудно ходить.
Народный артист СССР Лев ДУРОВ: «Весник мог озвучить кого угодно»
- Мы симпатизировали друг другу. Евгений Яковлевич по характеру был жизнерадостным человеком, он знал миллион баек и историй. Трудно предположить, что он – фронтовик, что он шел в атаку, лежал в окопе. Глядя на него ты понимал, что юмор и великий, настоящий патриотизм - вещи совместимые. Мы с ним часто работали на озвучании. Он мог озвучить кого угодно, и всегда точно попадал в характер. На радио, где Евгений Яковлевич много работал не только в радиоспектаклях, гуляла такая шутка: приходишь получать деньги в кассу, а в ведомость только одна фамилия – Весник, Весник, Весник... Теперь, после его смерти кино, радио, мультипликация, театр, эстрада – все стало победнее. Он нес улыбку людям. Мир после его уходу стал меньше улыбаться.
Прощание с Евгением Весником пройдет 14 апреля в Малом театре. Там долгие годы работал народный артист Советского Союза. Гражданская панихида начнется в 11 часов утра. Место похорон пока еще уточняются. В пятницу рано утром ушел из жизни выдающийся актер театра и кино, фронтовик Евгений Весник. Народному артисту СССР было 86…
Это интервью Евгений Яковлевич дал нам за месяц до своей смерти. Даже будучи тяжело больным он больше всего переживал не о себе. А о том, чем занимался всю жизнь: о современном кинематографе, искусстве...
- После 2004-го Вы перестали сниматься и даже отклонили предложение Табакова участвовать в антрепризе. Почему: не с кем играть?
- Да как сказать… наверное, и не с кем. Табаков, конечно, мастер, но другие… Особенно молодёжь… Не видел подходящих партнёров. После академической школы Малого театра все эти антрепризы для меня такие же шалости, как курение тайком от родителей.
Спектакль "Ревизор"
Фото: www.rusactors.ru
Нет нынче таких актёров, как Папанов, Леонов… Одна мелочь. Те же, кого все считают сегодня передовыми актёрами, кто входит в пятёрки самых высокооплачиваемых, на самом деле дилетанты. Как они играют, что делают? Как Щепкин говорил? «Иди от себя в любой роли». А они все не от себя идут, а себя выпячивают. Мой педагог Алексей Дикий учил трудиться на сцене, а не заниматься самолюбованием. Отсюда постоянные повторения из сериала в сериал: те же позы и махание руками-ногами. Только что грим и костюмы меняют. Это называется, выиграть в лотерею жизнь по трамвайному билету. Как это сделал в советское время один известный артист, ныне барствующий худрук московского театра.
"Начальник неба" из "Приключений желтого чемоданчика"
Фото: http://www.rusactors.ru/
У нас же теперь все - великие. Нами же теперь реклама распоряжается, и мы часто руководствуемся чужим мнением. Верим заголовкам. Как точно сказал Голсуорси почти 100 лет назад: «Заголовки удваивают размер событий».
- Вы были очень дружны с Папановым. Не потому ли, что он тоже прошёл войну?
- Да, я крепко дружил с фронтовиками, у нас было общее прошлое и серьёзные, трезвые взгляды на жизнь. Хотя, в буквальном смысле, не всегда мы трезвыми бывали. Но выпивал я только с проверенными людьми: Алексей Дикий, Папанов, Луспекаев, Переверзев.
Но это давненько было. А вот уж лет 20 вообще ни капли!
- Илья Олейников, называя Вас своим учителем и человеком широкой души, пишет в своей книге, что Вы порою и со студентами эстрадно-циркового отмечали сдачу экзаменов.
- Ну, это другое дело. Надо было раскрепостить студентов, дать им отдохнуть. Помню, помню Илью. Только тогда он был Клявер, а не Олейников. Способный парень. Я только не мог понять, зачем он после фамилию сменил.
У меня там и Хазанов и учился, и Пугачёва. Она на пианино аккомпанировала, шустрая слишком была.
- Вы ведь и на эстраде успешно выступали с комедийными номерами. Что думаете по поводу решения РТР закрыть программы «Аншлаг» и Кривое зеркало»?
- То, что много сегодня хамского и пошлого юмора, понятно. Все эти фестивали однотипные: «Юрмалы», «Сочи» «Ялты... Но если быть справедливым, то «Кривое зеркало» - далеко не худшая программа. Актёры там старательные, видно, что работают над созданием образа, не халтурят. Им не хватает только хорошей постановочной части, умелой режиссуры. Ну, а Петросяна часто зря задевают в печати, он всё же заработал себе имя.
В ТЕМУ
Как цыгане одели и накормили Весника
Евгений Яковлевич человек был веселый и с отменным чувством юмора. Он не только любил рассказывать смешные истории, но сам и периодически попадал в них. Вот лишь некоторые из них.
Однажды во время гастролей по Грузии Евгений Весник отстал от поезда. Выскочил из вагона в дорожной пижаме и тапочках и, пока торговался с продавцом привокзального киоска, поезд ушел.
Ни денег, ни документов, ни знакомых... И тут Весник увидел, что в привокзальном скверике расположился небольшой табор. По странной случайности, в кармане пижамы у него оказалась фотография, на которой он был снят рядом со знаменитой цыганской певицей Лялей Черной.
После того, как Весник показал табору фотографию, его тут же одели с головы до ног, подарили часы, дали денег, накормили, напоили, посадили в легковой автомобиль и отправили догонять поезд.
Вскоре после возвращения в Москву Весник отправил деньги цыганам, но те вернули их обратно телеграфным переводом.
В "Мулен Руж" нельзя, а в "Красную мельницу" можно...
Евгений Весник впервые должен был поехать с театром на гастроли во Францию. Перед поездкой артистов вызвали в партийные органы для беседы. Опасаться провокаций, ни в какие связи не вступать, в одиночку не ходить — инструктаж по полной программе.
Особенно грозным был запрет посещать злачные места, всякие там «площади Пигаль» и «Мулен Ружи...» Весник выслушал и спросил:
— Простите, а, к примеру, в театр «Красная мельница» можно сходить?
— Это сколько угодно, — разрешил инструктор. — В красный — сколько угодно...
Ирония в том, что знаменитый «Мулен Руж» переводится на русский язык как «Красная мельница».
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Евгений Яковлевич ВЕСНИК - актер, режиссер, народный артист СССР. Родился 15 января 1923 года в Петрограде в семье одного из первых советских государственных деятелей Якова Ильича Весника. Мама - Евгения Эммануиловна - являлась организатором строительства в СССР детских оздоровительных лагерей. Отца - дипломата, а затем первого директора «Криворожстали» - в 1937 году репрессировали. Весника отправили в специнтернат для детей врагов народа, но по пути туда он сбежал. Добрался до Калинина, который когда-то работал с его отцом. И лишь после заступничества «всесоюзного старосты» парня оставили в покое.
Евгений Яковлевич прошел почти всю Великую Отечественную, закончил ее лейтенантом, командиром огневого взвода. После Щепкинского училища поступил в Театр им. Станиславского, затем служил в Театре сатиры, а последние 30 лет - в Малом театре.
В кино у Весника роли были не главные, но запоминающиеся. Не зря после выхода на экраны «Приключений Электроника», где он сыграл преподавателя математики, ему мешками приходили письма от школьников. А одна девочка даже уговаривала приехать к ним в класс и «сменить злую учительницу». В 1989-м Евгений Яковлевич стал народным артистом СССР.
Служил, как актер и режиссер в театрах: Станиславского, Эстрады, Сатиры, Малом. Снимался в кино (93 роли), работал на дубляже, на радио, озвучивал мультфильмы. Автор 20-ти книг.
У него трое детей (два сына и дочка) от разных браков. С последней супругой Нонной Гавриловной Весник прожил более 40 лет.
Пять лучших ролей
«Приключения желтого чемоданчика»,
«Приключения Электроника»,
«Семь стариков и одна девушка»,
«Трембита»,
«Вас вызывает Таймыр».
Источник
|