Распространения программ по подписке вместо продажи отдельных экземпляров - хороший способ борьбы с пиратством, полагают в Microsoft. Российские производители и продавцы софта с мнением американского софтверного гиганта согласны.
Как пишет Computerworld, глава отдела исследований компании Microsoft Крейг Мунди (Craig Mundie) считает, что распространение софта по подписке может помочь компании уменьшить потери, вызванные пиратством. Речь идет не только о SaaS-модели. В качестве эксперимента в ряде развивающихся стран компания уже начала продажи компьютеров под общей маркой FlexGo. OEM-версия Windows и других приложений Microsoft в них стоит совсем немного, но работает только ограниченное время (в систему встроен счетчик, замеряющий не время с момента производства компьютера, а только то время, когда компьютер был включен и использовался). По истечении этого срока функциональность урезается и покупателю предлагается купить и оплатить право на использование системы еще какое-то время. Если он не пользуется этой возможностью, компьютер блокируется и ОС Windows не загружается до тех пор, пока счастливый обладатель FlexGo не согласится заплатить еще.
Единственный видимый для пользователя в этой ситуации плюс - это отсутствие необходимости крупного единоразового платежа, который может быть достаточно обременительным. Попадание в кабалу даже к производителю лучшей в мире операционной системы - событие не из приятных. Во всех случаях кроме операционной системы, когда есть желание распространять софт по подписке, это можно сделать без отключения функциональности, - просто предоставляя пользователю некоторый минимально достаточный фронтенд, а всю обработку осуществляя, например, на сервере. Это и есть определение SaaS-модели и, шире, cloud computing.
Microsoft начинает двигаться в этом направлении, создавая продукты типа Office Live. Конечно, если у человека на компьютере просто нет приложения, то он его не украдет при всем желании. Требование постоянной онлайн-авторизации практически лишает пиратов каких-либо шансов на успех. Правда, и применим этот подход в полной мере только к тем приложениям, работа которых без подключения к Сети не нужна или нужна очень несильно - только в этом случае пользователь никак не страдает. К такому классу программ относятся, например, антивирусные решения. Dr. Web со своим AvDesk уже достаточно давно развивает именно SaaS-подход. По словам PR-менеджера компании "Доктор Веб" Кирилла Леонова, одно из главных достоинств интернет-сервиса заключается именно в том, что с его помощью кардинально решается проблема пиратства. Изначально Dr.Web AV-Desk устанавливают провайдеры, предоставляющие с его помощью антивирусную защиту в виде услуги. По сути, единственное, что требуется от абонента - зайти в "личный кабинет", через который, в частности, оплачивается Интернет, и поставить там соответствующую галочку. "Такая модель поставки антивирусного ПО в виде услуги уже доказала свою эффективность. На сегодняшний день наш интернет-сервис внедрили более 80 провайдеров, причем не только в России, но и в таких странах, как Украина, Казахстан, Киргизия, Эстония и Болгария", - рассказал Кирилл Леонов. Следует отметить, что последние нововведения "Доктора Веба" показывают еще одно существенное преимущество подхода: переход от дорогой и полнофункциональной к дешевой и упрощенной версии программы и обратно осуществляется в один клик, что кардинально отличает такую модель распространения софта от стандартных "коробочных" продаж.
"SaaS-модель - это замечательное решение проблемы пиратства в корпоративном секторе. Причем, это решение давно лежало на поверхности. Нет же проблемы пиратства других сервисов - предоставления Интернета, телефонии и тех же коммунальных услуг. Либо платишь и получаешь доступ, либо не платишь, и этот доступ тебе отключат. Как только стандарты SaaS приложений будут признаны в корпоративном сегменте вместо привычных дистрибутивов, проблему пиратства можно считать решенной", - оптимистично предполагает руководитель отдела корпоративных интернет-решений компании Softline Антон Салов. По оценкам г-на Салова, интерес к SaaS-решениям растет не только в Европе и США, но и в России. Особым спросом пользуются продукты обеспечения безопасности и решения по построению мобильного офиса типа Google Apps или Zoho. Нельзя не заметить, что в случае с офисными приложениями намечается и другая тенденция: Google при помощи Gears позволяет работать со своим офисным пакетом в офлайне, что, вообще говоря, не способствует использованию SaaS-модели для борьбы с пиратством.
Пусть с оговорками и очевидными недостатками, распространение софта по подписке - судя по всему действительно эффективный способ борьбы с пиратством. Правда, для многих пользователей наверняка возможность заплатить раз и иметь программу всегда - естественное желание и привычка, которую едва ли возможно и нужно пытаться победить.