Высокая ставка рефинансирования и непрозрачные процедуры получения заемов обусловливают формирование реальной ставки за кредитами для юридических лиц на уровне 35-40%. Такой уровень обязательно будет переведен на потребителя и является прямым шагом до роста инфляции.
Первое полугодие 2009 года ярко очертило две тенденции формирования показателей потребительских цен на европейском континенте.
Для стран с развитой экономикой характерное быстрое уменьшение показателей инфляции - там уже активно обсуждают проблемы, связанные с рисками дефляции.
Для стран со слабой экономической системой, а это по большей части страны прежнего советского лагеря, болезненной темой остаются высокие темпы роста инфляции.
Почувствуйте разницу
По данным Евростат, в государствах еврозоны годовая июньская инфляция, сравнительно с этим же месяцем 2008 года, будет составлять минус 0,1%, а годовая инфляция в мае равнялась нулю.
Впрочем, такой показатель не является одинаковым для всех стран региона. Например, в Венгрии годовая инфляция в мае 2009 года составила 3,8%, в Польше 3,6%, в Болгарии 3,9%.
В Венгрии больше всего подорожали продукты питания - картофель, фрукты, свинина, а также алкоголь и табачные изделия. В Польше - горючее, одежда и обувь. В Болгарии - непродовольственные товары и горючее.
В Украине показатель инфляции является значительно выше. Да, в июне 2009 года годовой индекс потребительских цен составлял 15%. С начала года инфляция в Украине составила 8,3%.
Среди групп товаров цены больше всего выросли на продукты питания - рыбу, сахар, масло, а также на алкоголь и табак. В сегменте непродовольственных товаров значительно подорожали одежда и обувь. Среди услуг - плата за жилье и транспорт.
Важно отметить, что отмечены группы товаров и услуг были в "лидерах" и в мае 2009 года.
Почему же у одних стран инфляция замедляется, а в других, напротив, растет?
Здесь необходимо учитывать ряд факторов влияния, прежде всего - тенденции в банковском секторе, объемы и эффективность государственных расходов, систему налогообложения и защиту экономической конкуренции.
В первую очередь, следует обратить внимание на размер ставки рефинансирования. В условиях кризиса центральные банки многих европейских стран уменьшили ставки, хотя в сравнении, например, с Украиной или Россией, эти государства всегда имели значительно меньшие показатели.
Да, ставка рефинансирования, установленная Европейским Центробанком в июне 2009 года, составляет 1%. В Украине этот показатель зафиксирован на отметке 11%.
В целом, для большинства стран прежнего советского лагеря учетная ставка, как правило, значительно превышает аналогичный показатель западноевропейских стран. В России в июне 2009 года пруда составляла 11%, в Беларуси - 14%, Казахстане - 8,5%.
В Украине высокая ставка рефинансирования и непрозрачные процедуры получения заемов обусловливают формирование реальной ставки за кредитами для юридических лиц на уровне 35-40%. Такой уровень обязательно будет переведен на украинского потребителя и является прямым шагом до роста инфляции.
К непрозрачной системе кредитования добавляется слабость государственной системы компенсирования кредитных ставок, что значительно ограничивает финансовую поддержку украинских предприятий.
Отсутствие конкуренции
В Украине в последнее время значительно заострилась проблема существования конкурентной среды, которая в значительной мере отражается на динамике роста инфляции.
Монополизация нефтеперерабатывающей отрасли, рынков переработки отходов, ядерного топлива, реализации военного имущества, сферы здравоохранения является лишь верхушкой айсбергу.
В структуре нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, обнаруженных Антимонопольным комитетом Украины в 2008 году, вторую позицию с показателем 22% занимают неконкурентные действия государственных органов.
С одной стороны, это свидетельствует об объединении бизнеса и власти ради получения сверхдоходов, а из другого - о слабой работе АМКУ. Да, за результатами 660 проверок, проведенных в 2008 году, начато рассмотрение дел лишь в 235 случаях.
Язык должен идти о критериях эффективности работы комитета. Наверно, его деятельность следует оценивать не за количеством штрафов или проверок, а за существующим уровнем экономической конкуренции в отраслях, которые имеют наибольший влил на формирование ВВП.
Пока этого не состоится, монополисты в Украине не будут считаться с кризисом и на падение спроса, а будут увеличивать свои цены, как и делали это раньше.
Украинские налоги
Сотни изменений и дополнений к налоговому законодательству за последние несколько лет не улучшили ситуацию. Проблемы налоговых уклонений, злоупотреблений с возмещением НДС, низкого качества налогового администрирования остаются нерешенными.
Кроме некачественной работы депутатского корпуса, сложность выполнения заданий из сбора налогов связана с нереальными планами Минфина - чиновники просто не успевают за изменениями, которые происходят в экономической среде.
С момента утверждения правительством основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития на 2009 год, на основе которых были рассчитаны показатели госбюджета, финансово-экономическая ситуация в государстве существенно ухудшилась.
То, которое удалось учесть при принятии бюджета в грудных в 2008 году, в июне 2009 года нуждается в существенной коррекции.
Но, вместе с этим, в налоговой сфере не следует действовать под лозунгом "выполнить план любой ценой". В другом случае, бизнес, который, с одной стороны, зажатый кризисом, а из другого - властью, может просто закрыться. И тогда первыми пострадают социально незащищенные слои населения и работники бюджетной сферы.
В отличие от стран ЕС, налоговая система Украины лишена стимулирующей функции, потому ее нужно реформировать. Иначе, наполнение бюджета будет становиться все более сложным заданием, и дефицит бюджета вырастет к критическим объемам.
Дефицит бюджета
При отсутствии точных официальных статистических данных, можно говорить лишь о тенденциях, а они, к сожалению, не добавляют оптимизма. Если во время разработки и принятия закона о госбюджете-2009 речь шла о размере дефицита около 3% ВВП, то на начало второго полугодия этот показатель достиг 10 и больше процентов.
Официальные показатели достаточно сомнительны. По последним данным Держказначейства, дефицит общего фонда финансового плана за январь-май составляет 7 миллиардов гривен.
При этом данных относительно общей суммы дефицита с учетом ситуации в Пенсионном фонде и НАК "Нефтегаз" не представлено. За разными оценками, дефицит НАК составляет больше 27 миллиардов гривен, при этом до сих пор не найден выход из замкнутого круга увеличения долгов этой компании.
Последующие ссуды, которые предоставляет украинскому монополисту Сбербанк для расчетов с другим монополистом - "Газпромом", неминуемо приведут к росту инфляции.
Также важно отметить, что в Украине за последние годы резко выросла частица государственных расходов на социальную защиту населения. Да, если в 2003 году сумма таких выплат составляла 4,9% ВВП, в 2005 - 9,5%, то в 2008 году - 21% ВВП.
Этот показатель отвечает европейскому уровню. Да, в 2008 году в странах ЕС социальные выплаты составили 21,3% ВВП.
Понятно, что для бюджета Украины в период кризиса, когда уменьшается объем оплаченных налогов, поддержка социальной сферы будет означать стимулирование инфляции.
Ситуацию с дефицитом бюджета следует также рассмотреть в контексте переговоров между Украиной и МВФ, который снова начат в начале июля. Из общего меморандума известно, что выделение кредитов Фондом может происходить при условии, что правительство будет удерживать дефицит бюджета в размере, который не превышает 4%.
В Украине могут продолжаться дискуссии относительно уровня дефицита бюджета - преувеличивает он 10% ВВП или нет, но то, что этот показатель превысил зафиксированный в меморандуме уровень, сомнений нет. Поэтому стороны переговорного процесса должны четко заявить о том, как они будут учитывать этот факт в последующих перемовинах.
Оценка инфляции в Украине сделана с учетом основных факторов, которые влияют на ее формирование, но этот перечень не является полным. Безусловно, следует также учитывать ситуацию вокруг рефинансирования в банковском секторе, мероприятия НБУ относительно формирования плавающего валютного курса, динамику депозитных вкладов, внешнеэкономическую политику, повышение налоговых ставок, эффективность производства и роста безработицы.
Однако главным является то, что любое финансирование дефицита бюджета в Украине будет приводить к росту инфляции. Поэтому правительству и законодателям необходимо сформировать приоритетные задания, от решения которых зависит не только отечественная экономическая, но и социальная стабильность.
По материалам: epravda.com.ua
|