5 декабря американские военные провели необычный массовый эксперимент. Всем желающим предлагалось странное задание: указать точное местоположение 10-ти воздушных шаров, находящихся в разных частях США. Победитель получил аж 40 тыс. долларов. За что такое богатство? Сейчас узнаем.
Разумеется, не обошлось тут без нашего частого героя, агентства военных разработок
DARPA, под эгидой которого и реализуется проект
DARPA Network Challenge.
Это своего рода «прятки»: исследователи поднимают вверх 10 красных 2,5-метровых воздушных шаров, а все желающие их разыскивают и сообщают точные координаты. Правда, одна загвоздка: чтобы получить приз в 40 тыс. долларов, нужно назвать данные по всем до единого шарам. Да и в отличие от детской игры, прятать шары никто не собирался – сложность была в том, что они располагались в самых разных частях страны, разделенные тысячами километров.
Соответственно, и цель, которую преследовали разработчики проекта, была не в попытке заставить найти, а в изучении возможностей консолидации информации, которыми обладает любой современный человек, активно пользующийся Интернетом и социальными сетями. Как говорит глава проекта Норм Уайтекер (Norm Whitaker), «Мы не шарики разыскиваем. Нам интересны возможности, которые дает современная Сеть».
Речь скорее даже не об индивидуальной личности, а всем сетевом сообществе, его способностях, как целого, мобилизоваться для решения срочных и нетривиальных задач, реагировать на изменения ситуации.
Чтобы объяснить это, Уайтекер прибегает к такой аналогии. Представьте себе, что в соседнем городе началось наводнение. Раньше мы бы узнали о нем по радио или телевизору – а теперь? Теперь мы куда раньше получим эту информацию, прочтя сообщения в блоге. На появление ее в Сети уходят не часы, а минуты. Кстати, поссийский сегмент Сети – лучшее тому подтверждение, хотя Уайтекер ничего о нем и не говорит.
По мнению устроителей необычного соревнования, люди должны были использовать именно эти средства, блоги и социальные сети, чтобы выиграть и заполучить внушительный приз. И подход действительно сработал. Программист из Калифорнии Карлан Митчелл (Karlan Mitchell) написал небольшое приложение, автоматически ведущее поиск в
Twitter и
Facebook сообщений об обнаружении красных воздушных шаров. Кроме того, он пригласил всех желающих оставлять координаты на своем
сайте, чтобы разделить награду. А еще один активный участник конкурса, специалист по компьютерной безопасности Рэнди Янина (Randy Janina), и вовсе обещал раздать весь приз тем, кто поможет ему в победе. По его словам, возможность почувствовать, на что способно сетевое сообщество, куда интересней денег.
Интересно оказалось также понять сложности, которые стоят на пути подобной кооперации – скажем, создание доверительных отношений и поиск способов отсеять ложные сообщения. Скажем, еще один участник соревнований, художник из Нью-Йорка Лари Мосс, подключил для этого свое сообщество «людей искусства», существующее уже с 1991 г. Он предложил им воспринимать задачу, как художественный проект, «воплощенный в шарах».
Впрочем, победителями вышли не лирики, а физики. Команда компьютерщиков из
MIT устроила массированную «вирусную» кампанию, также пообещав разделить приз между всеми, кто внесет свой вклад в победу. Из более чем 4 тыс. участников именно они сумели собрать координаты всех 10-ти шаров быстрее. Им потребовалось менее 9-ти часов. Внушает.
Впрочем, ряд исследований показывает, что глобальная Сеть оказывается не такой уж и глобальной: чаще всего мы общаемся с теми, с кем и так живем неподалеку и общаемся без Интернета. Читайте об этом в заметке «
Письма другу».