В следующем году исполнится 30 лет с того момента, как Священный синод РПЦ создал подготовительную комиссию к празднованию 1000-летия Крещения Руси.
Русская церковь отказывается канонизировать погибшего солдата, но в ряде регионов его чтут как святого.
Тогда-то и решили -
к празднику необходимо
возродить традицию канонизации и причислить к лику святых ряд выдающихся христиан. И уже через семь лет сонм русских святых пополнился именами Дмитрия Донского, Феофана Затворника, блаженной Ксении Петербургской... Всего же за новейшую историю России к лику святых причислены более 1700 человек. Хотя за всю дореволюционную историю Русской церкви таковых было около 700. Кто же они, новые русские святые, задумались мы и напросились в гости к секретарю Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерею Максиму МАКСИМОВУ.
...В Новодевичьем монастыре время утренней трапезы, а потому в коридорах Московского епархиального управления, скрывающегося за монастырскими стенами, сладко пахнет выпечкой. Здесь и трудится батюшка Максим. Он запаздывает, а когда наконец появляется, просит прощения. Переезд, говорит, у нас...
- И куда вас?
- Вон в то соседнее здание, в нем музей до последнего времени был, а теперь сотрудники его освобождают. Закон новый вышел о передаче имущества церковного назначения обратно в лоно Церкви, слышали?
- Ага. А музейщики не в обиде?
- Они только счастливы: сидели в неприспособленных для музея помещениях друг на дружке, а теперь им новое здание в Измайловском парке построили, комфортное и обустроенное. Да и сами жаловались, что неудобно им как-то в святом месте...
СВЯТЫХ СОГЛАСОВЫВАЛИ С КПСС
- Отец Максим, есть какие-то критерии святости? По этому признаку человек подходит, а по этому - нет...
- В первую очередь принадлежность человека к православию. При этом быть не просто крещеным, но и искренне верующим. Потом - человек в своей жизни являет определенный подвиг. Очень важным является свидетельство Бога относительно этого человека, которое проявляется через чудеса. И соответственно необходимо почитание в народе после его кончины. При жизни Церковь никого никогда не канонизировала и в дальнейшем не будет.
- А сколько лет должно пройти после смерти?
- Вплоть до 600 лет проходило.
- Как часто совершалась канонизация до революции?
- Во времена от Петра I до Николая II всего десять канонизаций было. К революции у нас образовался гигантский диссонанс: за пару веков Церковь воспитала, явила миру огромное число подвижников, но не могла их прославить, потому что власти относились к этому настороженно. Потом царскую власть сменила сами знаете какая власть... И только в 1981 году, когда встал вопрос о праздновании тысячелетия Крещения Руси, при Синоде была образована специальная историко-каноническая рабочая группа. Вот благодаря этому в 1988 году и были канонизированы первые девять человек: святители Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Макарий Московский, блаженная Ксения, Дмитрий Донской, преподобные иконописец Андрей Рублев, Паисий Величковский, Амвросий Оптинский, Максим Грек.
- Это без оглядки на КПСС?
- Согласования с властями, безусловно, шли.
- И штамп компартии был соответствующий на решении Синода?
- Ну, подобные им. Так вот, когда Собор 1988 года завершил свою работу, было принято однозначное решение - продолжить эту работу. Так появилась Синодальная комиссия по канонизации. И тогда стало ясно - основной взгляд комиссия должна обратить на новомучеников...
К МУЧЕНИКАМ КРИТЕРИЙ ЧУДЕС НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ
- Это 30-е годы?
- За все годы репрессий, начиная с 1918 и до 60-х годов. Но без допуска к архивным документам это было невозможно. Нужно было сравнивать, насколько совпадают письменные источники с устным преданием. Требовалось разобраться в очень непростой обстановке, в которой жила Церковь в эти годы, когда возникла масса расколов, были отрекшиеся от веры. Поэтому первые десять лет ушли на то, чтобы осмыслить тот период. Однозначно было нельзя сказать, что все, кто был расстрелян, они мученики. И было принято решение - знакомиться с полным комплексом архивно-следственных дел. В результате выявились и священники, и монахи, и миряне, которые реально исповедовали Христа перед богоборческой властью. На сегодняшний день только Бутовских мучеников канонизировано более 450 человек.
- Какими чудесами они отметились?
- К мученикам чудеса, как необходимый для прославления критерий, неприложимы. Само чудо было явлено в их жизни тем, что люди отдали земную жизнь, движимые исключительно любовью к Богу и верой в жизнь вечную. В их мученичестве не было ничего напоказ, не было ничего пафосного. Когда тебя закрыли с уголовниками, морят голодом, бьют и требуют неизвестно чего, а твоя христианская совесть ничем не омрачена: ты не отрекся от Бога, не лжесвидетельствуешь на близких и незнакомых тебе людей. Вот в этом и подвиг новомучеников, что они не сломались.
«ОТФИЛЬТРОВКА ИДЕТ СЕРЬЕЗНАЯ»
- Хорошо, все достоинства у кандидата в святые есть. А кто решает, быть ему святым или нет?
- Сначала община, которая почитает его, доводит это до сведения своего правящего архиерея. Тот проверяет: насколько это почитание законно, имеет оно основания для этого или это выдумка - люди ведь часто придумывают легенды. Потом документы подаются в нашу комиссию...
- Сколько в нее человек входит?
- Девять человек всего. Мы имеем право привлекать абсолютно любых людей к решению тех или иных проблем и задач. Сам вопрос проходит огромное количество внутренних решений - и до, и после нас. Отфильтровка идет очень серьезная.
- Скажите, а у вас в комиссии тоже есть «адвокат дьявола»*?
- У нас нет такой должности «почетной». Но любой исследователь, входящий в комиссию, должен задавать себе такие вопросы, сомневаться.
- А было такое, когда кандидатура не прошла?
- Безусловно. Иногда по «техническим» причинам, к примеру не полностью собраны документы, а значит, нет полной картины произошедшего. Или в процессе исследования выявили документы, которые свидетельствуют о наличии препятствий. Например, недавно выяснилось, что один репрессированный священник измыслил свою биографию. Обнаруживались иногда документы, доказывающие сотрудничество с властями, когда человек был секретным осведомителем. Порой человек сам от возводимой клеветы отказывался, а по другому делу подписал лжесвидетельство против ближнего...
- Но бывало же так наверняка, когда осведомитель ничего плохого не успел сделать...
- Было. Однако то, что человек согласился на предательство, но не успел совершить его, не освобождает от ответственности за сделанный выбор.
- То есть все, кто был убит за веру, могут претендовать на причисление к лику святых?
- Это очень поверхностное понимание. Сам по себе подвиг и реакция Церкви на этот подвиг могли не совпадать. Церковь, например, не признавала святыми тех, которые сами вызывались на мучения. Например, сознательно вызывали агрессию в язычниках, зная, что произойдет вслед за этим.
- Разновидность самоубийства?
- Скорее гордости. Дальше - Церковь не признавала святыми тех, кто находился с ней в расколе, которые иначе исповедуют веру.
- Лев Николаевич?
- И он в том числе...
СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА ПРИЗНАЕМ, НО...
- А как быть с католическими святыми? С тем же святым Валентином?
- До раскола Церкви, дата которого официально исчисляется 1054 годом, все святые являются почитаемыми всей Православной церковью. Святой Валентин не исключение. Наличествует ли имя святого в календаре или нет - вопрос технический. Календарь, как правило, отображает только тех святых, почитание которых существует в данной Поместной церкви.
- Значит, день святого Валентина наша молодежь отмечает правильно?
- В том, КАК празднуют, ничего общего с подвигом и подражанием ему я не вижу. Память о святых мучениках - повод задуматься о чистоте своей жизни и веры, а не повод к безудержному разгулу...
- А вот должны ли мы почитать святых, которых канонизировала, скажем, Украинская церковь Московского патриархата?
- Святые любой Поместной или Автономной церкви почитаемы всей Вселенской церковью. Допустим, в Сербии канонизировали человека, это не значит, что для нас он не святой. Но его почитание для нас не явлено, потому что он не имел ничего общего с нашей Церковью. Однако если вы попадете в Сербию и зайдете в храм, то у вас нет никаких оснований сказать, что он не святой.
О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН...
- Много ли канонизировано воинов, сложивших головы на фронтах Второй мировой?
- Ни одного. Канонизируют за веру, а не за военные подвиги. Поймите: в жизни народа существует масса героев. Кто-то что-то открыл в науке, кто-то изобрел ракету и запустил ее в космос, кто-то написал гениальное произведение, изменившее ход развития литературы, или пожарный, который детей из огня спас... Но все это герои человеческие, и Церковь, восхваляя их героизм, не канонизирует их, потому что это все - элемент человеческой, мирской жизни. Но элемент сопряжения человеческой жизни и личного благочестия не всегда прослеживается в героях. Человек может быть гениальным ученым, но при этом быть нравственно разложившимся человеком.
- Но неужели из миллионов бойцов Красной Армии, погибших в борьбе с фашизмом, не было ни одного, отдавшего жизнь за Христа?
- Нам нужны фактические доказательства. Как вы предполагаете изучить этот вопрос? Просто канонизировать всех красноармейцев? Это абсурдно. Любой подвиг персонален. И поэтому требуются не просто свидетельства людей, что человек на самом деле был благочестив, что он верующий во Христа и что он именно за Христа погиб. Нужны документы, а их нет. И потом - что нам известно о прошедшей войне? Мы и сейчас не можем понять, за кого воевал советский народ: за товарища Сталина? За Русь православную? За своих близких и Родину?
- Кто-то за свой дом, кто-то за Сталина, а кто-то и за Христа...
- Вот видите, у нас уже нет одинакового критерия суждения об этих людях... Среди святых, конечно, есть участники войны. Скажем, владыка Лука Войно-Ясеницкий, который был хирургом в военном госпитале и честно делал свое дело. Благодаря ему медицина научилась бороться с гнойными ранами. При его канонизации это открытие было поставлено ему в заслугу, характеризующее его человеколюбие. Но это было не основным, а главное - что он защищал Церковь, за это сидел многие годы, был в ссылке. И вот тоже - перед человеком открывается выбор: взять обидеться, громко хлопнуть дверью и сидеть в комнате. Или, несмотря ни на что, выйти навстречу страдающим людям. Он еще встретит сталинские преследования после войны, хрущевские антирелигиозные гонения...
ВОИН ЕВГЕНИЙ НЕ СТАНЕТ СВЯТЫМ
- А почему воин Евгений (Родионов) почитается лишь Астраханской и Енотаевской епархией?
- Насчет указанной вами епархии это неправда. Сама епархия канонизировать его не могла и не канонизировала, а потому и местночтимым он быть не может.
- Сразу несколько источников в Интернете говорят об этом...
- Добросовестно или недобросовестно заблуждаются...
- Но почему не канонизировали?
- Нет никаких документальных сведений об обстоятельствах смерти человека. Все рассказы, которые существуют в развернутом или сжатом виде, есть всего лишь умопредставление людей на эту тему.
- То есть нужно привести чеченцев, которые отрезали ему голову, чтобы они подтвердили, что Евгений отказался снять нательный крестик?
- Вопрос вообще в ответственности таких свидетелей. Тем более они убиты, время упущено.
- С другой стороны, уже написано о его христианской жизни, которой он жил до армии...
- Не знаю, никто этого не подтвердил.
- ...а в ряде храмов той же Сербии его почитают как святого...
- Ввести в заблуждение даже вас оказалось возможным. И их тоже.
- ...а еще один известный священник говорил, что Евгений принял мученическую смерть за Христа.
- Он это сказал, видимо, исходя из существующих легендарных представлений об этом. Единственный живой свидетель, который может рассказать об этом, - это мать, которая, заметим, не присутствовала при гибели сына, поэтому свидетелем может быть названа условно. Я вот так же, как вы сейчас мне вопросы задаете, у нее спросил: «Откуда известно, что сын принял смерть именно так?» Она сказала, что это общая, типологическая ситуация со всеми русскими воинами, попавшими в плен и убитыми. Но Церковь не может опираться на типологические свидетельства. Потому что в одной и той же ситуации люди поступают по-разному. Ведь так мы придем к тому, что поставим вопрос о канонизации тысяч погибших в Чечне солдат. А почему нет, если вопрос типологический? Или вы меня будете уверять, что все солдаты - христиане и знают, за что умирают?.. Знаете, что меня лично удивляет здесь?
- Что?
- С какой легкостью люди берутся судить о смерти. Обвиняя меня, например, что я не почитаю реального мученика, что я за это - проклятый от Бога человек... Хотя я совершенно не понимаю, откуда у них-то столько дерзновения!.. За осторожность никто не будет наказан. А вот за оплошность... Были пионеры-герои, и вся страна зачитывалась их житиями. Теперь это все неактуально. Для молодежи нужны теперь новые герои. Вот как рассуждают люди! А при чем здесь Церковь тогда и канонизация?
- А вот, кстати, недавно вычитал, что кто-то предложил канонизировать якобы расстрелянных нами в Катыни поляков. Как мучеников, разумеется...
- На фоне предложений причислить к лику святых Жукова и Сталина можно, наверное, и их канонизировать. Шутка. Можно взять любую святую идею и с ног на голову поставить. Давайте еще Зою Космодемьянскую канонизируем...
- Она же не за Христа...
- А чудеса какие?.. Все это за уши притянутые вещи. К тому же и она сама, наверное, против этого была бы. Она же комсомольский работник, жизнь посвятила делу партии, а ее в святые...
- А кстати: одно время сообщалось, что образована некая комиссия, собирающая чудеса вокруг Патриарха Алексия II. Есть ли соответствующие чудеса? И готова ли комиссия по канонизации сегодня рассмотреть вопрос о канонизации Алексия II?
- Я не могу подтвердить ничего подобного...
АРХИВЫ СНОВА ЗАКРЫВАЮТ
- А что за миряне привлекаются к работе комиссии?
- Все, кого комиссия сочтет необходимым привлечь для помощи и консультации.
- И архивные документы?
- Разумеется, но сейчас получать их становится все труднее и труднее: происходит процесс обратного засекречивания архивов. Ряд министерств и ведомств приняли решения об ограничении допуска к материалам следственных дел уже реабилитированных лиц. Там жесткие-прежесткие правила.
- Это зачем?
- Там же смежную информацию можно обнаружить: кто принимал решение о расстреле, кто входил в «тройку» НКВД, кто лжесвидетельствовал... Многие из этих персонажей еще живы, как живы и их дети. Опасаются, что родственники расстрелянных пойдут сейчас кому-то мстить, что ли?.. Так что вместо комплексного изучения материалов нам из дела дадут один листочек почитать, из которого ничего установить не получится...
СПРАВКА «КП»
*АДВОКАТ ДЬЯВОЛА - так неофициально в католицизме называли (1587 - 1983 гг.) священника, который на процедуре канонизации праведника должен был собрать и перечислить порочащие его поступки. Противостоять ему должен был «адвокат Бога» - священник, перечислявший добродетели праведника. Выслушав все стороны, другие священники должны были сделать вывод: причислять его к лику святых или отклонить кандидатуру.
Как погиб воин Евгений Родионов
Родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. В 1995 году призван в Пограничные войска. После «учебки» в г. Озерске был отправлен на погранзаставу на границе Ингушетии и Чечни. 13 февраля 1996 года вместе с сослуживцами Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым остановил «уазик» «Скорой помощи», принадлежавший боевикам. Все четверо попали в плен. Сразу после исчезновения их с поста Родионов с товарищами были объявлены дезертирами. По словам бригадира боевиков Руслана Хайхароева, которые он сказал в присутствии представителя ОБСЕ, у Родионова «был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но не захотел с себя крест снимать. Бежать пытался...». 23 мая 1996 года рядовому Родионову отрезали голову, остальные были расстреляны. Похоронен солдат близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. Посмертно награжден орденом Мужества и орденом «Слава России». Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм Святителя Николая в Пыжах и хранится в алтаре.
ЖИТИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ
Мученица Татиана (Гримблит)
Родилась 14 декабря 1903 года в Томске. Благодаря дедушке-священнослужителю приняла решение служить Христу: все зарабатываемые средства, а также то, что удавалось собрать в храмах Томска, передавала заключенным в тюрьму. В 1923 году была впервые арестована. Помощь заключенным посчитали «контрреволюционной деятельностью», однако через четыре месяца Татьяну выпустили. Впоследствии ее арестовывали за благотворительную помощь христианам, томящимся в тюрьмах, еще несколько раз. Но, оказываясь на воле, Татьяна, работая в больнице, вновь продолжала собирать передачки для заключенных священников. Последний раз девушку арестовали 5 сентября 1937 года. Доносчики писали: «Гримблит вела с больными беседы на религиозные темы...», «На вопрос о носимом кресте Гримблит отвечала: «За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет...», «В 1936 году моя девятилетняя дочка рассказывала мне, что Гримблит ее выучила креститься, за что дала ей гостинцев...» и т. д. Виновной Татьяна себя не признала, и 22 сентября 1937 года «тройка» НКВД приговорила ее к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 23 сентября на Бутовском полигоне под Москвой.
Павел Никольский, священномученик
Родился 8 сентября 1896 года в Зарайске Рязанской губернии. Окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1916 году был взят на Первую мировую войну и отслужил в чине прапорщика. В 1922 году рукоположен в священники... 3 февраля 1930 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Павла к трем годам заключения («используя религиозные чувства верующих, вел среди них контрреволюционную агитацию, преследуя цель вызвать массовое недовольство по поводу обложения духовенства налогом»). Виновным себя не признал... В 1940 году переехал в Рязань. В храме не служил, но ходил молиться в Скорбященскую церковь... Через некоторое время один из священников написал донесение в НКВД, будто отец Павел говорил ему, что на советскую должность он поступать не будет, потому что не хочет работать на советскую власть. Арестован 30 июня 1941 года. 22 сентября приговорен к пяти годам заключения. Священник Павел Никольский скончался от голода 22 января 1943 года и был погребен на кладбище 4-го лагпункта Вятлага.
Владимир (Терентьев), преподобноисповедник (фото не сохранилось)
Родился в 1872 году в деревне Шибаново Псковского уезда Псковской губернии. В 1898 году поступил в пустынь Святого Параклита во Владимирской губернии, в 1907-м пострижен в монахи. В 1923 году иеромонах Владимир возведен в сан игумена Смоленской Зосимовой пустыни, в этом же году пустынь была закрыта. Игумен Владимир арестован 5 апреля 1931 года и заключен в Бутырскую тюрьму. На допросе рассказал: «Появление советской власти я таким знамением (появление антихриста. - Ред.) не считаю, так как эта власть попущена Богом для наказания русского народа за грехи и вразумления... Виновным в предъявленном мне обвинении не признаю...» 6 мая 1931 года игумен Владимир приговорен к 5 годам ссылки. Скончался в Казахстане 3 марта 1933 года и погребен в безвестной могиле.
Источник