Об этом заявил на пресс-конференции в Киеве член парламентского комитета по вопросам науки и образования Максим Луцкий. Он сообщил, что его комитет планирует сегодня рассмотреть и внести проект закона о высшем образовании, в котором планируется предусмотреть систему укрупнения вузов.
По словам Луцкого, в проекте закона предлагается в зависимости от количества студентов давать определение учебного заведения – университет, академия, колледж или профессиональный колледж. "Это очень непростой законопроект, не все его воспринимают, но у нас нет другого пути, необходимо укрупнять учебные заведения", - сказал депутат.
Он сказал, что не может быть такого, чтобы существовало пять национальных гуманитарных, пять национальных технических университетов и т.п.
Также Луцкий рассказал, что в законопроекте, одним из авторов которого он является, планируется закрепить на законодательном уровне внешнее независимое оценивание (ВНО). В частности, будет предложено, чтобы вступление в вузы проводилось на базе результатов ВНО, аттестата и вступительных экзаменов на равной основе.
Законопроект предусматривает и расширение автономии национальных высших заведений, в том числе и в финансовом плане.
В свою очередь, экс-министр науки и образования Украины Станислав Николаенко предложил профильному комитету ВР не предусматривать четкое количество студентов для определения классификации вузов. "Не пишите в закон, что классический университет – это 10 тысяч студентов. Потому что по этой классификации ни Сорбонна, ни Лондонский университет, ни Кембридж, ни Гарвард не попадут в классификацию классических университетов", - сказал он.
В качестве компромисса предложил написать: "как правило, составляет такое-то количество".
Также Николаенко считает, что было бы целесообразнее сделать независимую оценку качества предоставления образовательных услуг высшими учебными заведениями и забрать лицензии у тех, кто не отвечает высоким стандартам. Он предостерег, что непродуманные шаги по закрытию или укрупнению университетов могут вызвать студенческие забастовки, как это было, например, в Сумах несколько лет назад.
Источник13 января на заседании Комитета Верховной рады Украины по вопросам образования и науки представителям правящей коалиции удалось "протащить" законопроект №7486-1. У большинства членов комитета возникают серьезные опасения, что "закон Табачника" будет представлен для голосования в украинском парламенте и даже будет принят. И тогда на правах студентов в украинских университетах можно будет поставить крест.
Зависимое оценивание
Новый 2011 год для украинского высшего образования начался с кадровых перестановок. 6 января указом Кабинета министров Украины от занимаемой должности был освобожден глава Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук, который занимал эту должность с момента основания УЦОКО в 2006 году. Ликарчук был известен как умелый администратор и мастер своего дела. Именно под его руководством произошло внедрение независимого внешнего оценивания (НВО) – системы, которая нанесла значительный урон коррупции в ВУЗах. Нынешний министр образования известен в том числе и резким неприятием НВО. После тщетных попыток отменить тестирование, закрепленное законодательным образом, Табачник взял на вооружение иную тактику. Его ведомство изменило условия поступления в ВУЗы таким образом, что наравне с результатами НВО стал учитываться и школьный аттестат. Это сразу подняло уровень коррупции в школах, а заодно и создало значительные проблемы абитуриентам при поступлении. Показательно, что вступительная кампания-2010 была самой проблемной за последние годы. Вину за это и попытались возложить на Ликарчука. "К руководителю Центра было много вопросов, связанных с организацией тестирования в 2010 году. В частности, было много жалоб на тесты по английскому языку", - прокомментировал кадровое решение правительства заместитель министра образования Евгений Сулима. Мол, тесты были слишком сложные. Но вся суть ВНО в том, что это рейтинговое тестирование – т.е. его результаты – это данные по сравнению с другими участниками рейтинга.
Характерно, что сам Ликарчук узнал про свое увольнение из интернета. Сам он говорит, что ему неоднократно угрожали увольнением из-за его позиции по отношению к ВНО. "Я делал все для того, чтобы не дать разрушить систему тестирования. А на это направлено множество шагов Минобразования в течение года: введение среднего балла аттестата, 20-балльной надбавки за обучение на подготовительных курсах", - говорит Ликарчук. Символично то, что на смену Ликарчуку пришел человек не имеющий подобного профессионального опыта. Более того, сам факт наличия этого человека в системе украинского высшего образования весьма удивителен. Глава УЦОКО с 6 января – Ирина Зайцева, зам Табачника и один из руководителей "Луганского областного российского центра", известная своими украинофобскими высказываниями, но никак не деятельностью на поприще тестирования. "Психологи многих стран давно доказали, что при обучении ребенка на неродном языке его интеллектуальный потенциал снижается на 45-50 процентов", - вот одно из заявлений новоиспеченного главы УЦОКО. Но и на этом Табачник не думает останавливаться: в законопроекте его министерства вновь вводятся вступительные экзамены. Их результаты теперь будут называться "бал высшего учебного заведения" и будут обязательными для поступления. Таким образом, в университетах снова возрастет коррупция. А учитывая тот факт, что по планам минобразования предстоит радикальное сокращение численности ВУЗов, получение высшего образования станет поистине "золотым". Но и этого функционерам из министерства мало. В предложенном проекте закона "О высшем образовании", авторами которого являются среди прочих бывшие и нынешние проректоры, и народные депутаты тех политсил, которые обещали всячески защитить студентов, предусматривается резкое ограничение прав этих самых студентов.
Студентов ущемят в правах
Проект закона "О высшем образовании" (он же законопроект №7486-1) прошел слушания в профильном комитете Верховной рады Украины. "У нас есть информация, что на заседании Комитета было лишь четверо его членов, т.е. не было кворума", - отмечает глава Украинской ассоциации студенческого самоуправления Евгения Щепетильникова. Тем не менее, комитет в нарушение регламента проект закона одобрил. А это значит, что он будет вынесен на голосование в ВРУ. Подобное количество людей было и на предыдущем собрании комитета 12 января. Тогда среди присутствующих депутатов была и Леся Оробец. "Нет кворума комитета, а решение голосуется!", - написала она в своем Twitter-е по пути на заседание комитета. "Луцкий и Самойлик хотели протянуть законопроект Табачника о высшем образовании без кворума. Уже сами не рады", - написала она там же после посещения заседания комитета. "Регионал" Максим Луцкий - первый заместитель главы парламентского комитета по образованию и науке, а по совместительству первый проректор Национального авиационного университета, коммунистка Екатерина Самойлик – секретарь комитета.
Законопроект, который они пытались протянуть, и, судя по всему, таки протянули на следующий день, идет вразрез с предвыборными обещаниями и Партии регионов, и Коммунистической партии. В "законе Табачника" не только создаются условия для увеличения коррупции в ВУЗах, но и всячески ущемляются права студентов. "Одним из негативных последствий данного закона будет уничтожение финансирования студенческого самоуправления", - отмечает Щепетильникова. Если в законе 2010 года студенческому самоуправлению было отведено 0,5% спецфонда ВУЗа, то в "законе Табачника" данная норма просто "потерялась". Вместе с тем, в законопроекте №7486-1 есть норма, согласно которой без согласия самоуправления студент не может быть отчислен или переведен с контракта на бюджет. Но будут ли самоуправленцы перечить университетской власти от которой будет всецело зависеть их финансирование?
Однако самая большая неприятность для студентов – индексирование платы за обучение и ее пересмотр в одностороннем порядке руководством ВУЗа. "Студент Х при поступлении подписал с ВУЗом контракт, согласно которому он платит, скажем, 6000 гривен за каждый курс. После принятия закона он может забыть об этой цифре и будет платить сумму, которая в этом году приснится ректора, а иначе его не допустят к сессии и он вылетит из ВУЗа", - пишет Оробец в своем блоге. Кроме того, закон вообще хочет отменить привязку оплаты за обучение к национальной валюте, что противоречит законодательству Украины. Но и это еще не все. Также на первый курс на бесплатную форму обучения не будут приниматься студенты заочной формы обучения и экстерна. "Законопроект №7486-1 существенно сужает существующие права и свободы молодежи. Сужает, в первую очередь право граждан на образование и доступность оного", - отмечает член общественной организации "Фундация региональных инициатив" Михаил Лебедь. Уменьшение прав студенчества, безусловно, выгодно руководству ВУЗов. Характерно, что часть членов профильного парламентского комитета либо занимают руководящие посты в различных университетах (Луцкий), либо такие посты занимали (Сергей Кивалов). Интересно, что законопроект был разработан 22 декабря и усиленно проталкивается на голосование именно сейчас – в пору сессий и каникул, когда студентам не до бунтов.
Помимо ущемления студенческих прав, закон фактически утверждает профанацию высшего образования в Украине. Ведь он предусматривает классификацию ВУЗов в соответствии с… численностью обучающихся! Т.е. Национальная музыкальная академия им. П.И.Чайковского будет профессиональным колледжем. А ведь вся беда НМА лишь в том, что она – редкое исключение из правил, ВУЗ готовящий студентов в соответствии со своей специализацией. В то же время, большинство "профильных" университетов готовят кого угодно, начиная от разных менеджеров, оканчивая юристами и экологами, но не тех, кого должны готовить "по профилю". В Украине не редки случаи, когда педагогический "университет" не выпускает учителей младших классов, авиационный – летчиков, аграрный – сельхозтехников, но все они готовят разнообразных менеджеров, логистов, дизайнеров и юристов. Кроме того, такая норма повысит управляемость украинских ВУЗов властью, ведь численность студентов в них напрямую зависит от госзаказа...
"Закон Табачника" закрепляет все те негативные тенденции в украинском образовании, которые существуют и сегодня: отсутствие конкуренции между ВУЗами, существование дутых "университетов", готовящих профанов, отсутствие реального студенческого самоуправления. Зато он усиливает так милую нынешней украинской власти централизацию управления, и увеличивает коррупцию. Меж тем качество украинского высшего образования продолжает с каждым годом ухудшаться, а все попытки ввести у себя "болонскую систему" напоминают обезьянничанье, когда слепо копируются отдельные элементы европейской системы образования без понимания их сути.
Источник