С 1 мая правительство Российской Федерации ввело экспортную пошлину на
бензин. Эта мера была вызвана дефицитом топлива в России в конце апреля.
Теперь же подобная ситуация грозит Украине, где значительная часть
спроса потребителей удовлетворяется именно российским топливом.
Украинские власти еще до начала мая озаботились ситуацией. Тем не менее,
Кабмин может повторить кремлевские ошибки, которые и привели к кризису.
Наступая на "российские грабли"
Российский кризис начался 23-24 апреля. Тогда в Алтайском крае закрылись
все независимые АЗС, а на сетевых заправках были введены строгие
ограничения на продажу топлива: не более 20 литров "в одни руки" и то
лишь тем, у кого есть карточка постоянного покупателя. В других областях
России тоже начались проблемы с бензином. Даже в Москве, до которой
общероссийские кризисы доходят далеко не всегда, сказался дефицит
топлива. Правда, в столице РФ нехватка зафиксирована всего лишь в
оптовом звене.
Что же случилось с одним из ведущих поставщиков нефти в мире? Словно в
поговорке о сапожнике без сапог, Россия оказалась без нефтепродуктов.
Случившееся ввергло россиян в шок, а руководство страны в негодование.
"Мы в прошлом году заняли первое место по производству нефти, добыче
нефти – 505 миллионов тонн, – всех обогнали, даже Саудовскую Аравию. И
мы не можем допустить, чтобы в нашей стране хоть где-то, в каком-то
регионе, люди испытывали дефицит в нефти либо в нефтепродуктах", -
заявил на заседании президиума правительства Российской Федерации
премьер-министр Владимир Путин. По мнению российской власти в
произошедшем кризисе были виноваты нефтяники. "Мы предъявляем претензии
компаниям в том, что они ограничили или прекратили поставки
горючесмазочных материалов независимым операторам рынка ГСМ", - сказал
глава Алтайской региональной администрации Федеральной антимонопольной
службы Степан Поспелов. "Антимонопольщиков" поддержала и российская
Генеральная прокуратура, тоже инициировавшая расследование по факту
кризиса.
Вместе с тем, независимые наблюдатели уверены – в кризисе виновата сама
российская власть – в феврале Путин уже пытался урегулировать цены на
топливо. Нефтяные компании под давлением властей вынуждены были снизить
цены. Результаты правительственного вмешательства сказались в апреле.
"Если сначала премьер-министр говорит о том, что цены в рознице не
должны расти, после чего цены на сырье растут, а экспорт открыт, то
понятно, что в определенный момент бензин, несомненно, начнет исчезать",
- прокомментировал бензиновый кризис в эфире "Коммерсантъ FM" глава
отдела экономической политики газеты "Коммерсантъ" Дмирий Бутрин.
Однако украинская власть, судя по всему, решила повторить ошибки
россиян. "Государство всегда будет вмешиваться в работу этого
(топливного – ред.) рынка, делать те же самые товарные интервенции. Я
могу сказать, что нам удалось сдержать неконтролируемый рост цен, отсечь
спекулятивную составляющую... У нас каждую неделю контролируется как
цена, так и объем ресурса в стране, чтобы не допустить дефицита ", -
заявил в эфире телеканала "Интер" министр энергетики и угольной
промышленности Юрий Бойко.
Впрочем, в отличие от России, в Украине будут отдавать предпочтение не
административным, а рыночным методам. "К вопросу о товарных
интервенциях: "Нафтогаз України" переработал около 100 тысяч тонн нефти и
шестого мая начинает реализацию этих нефтепродуктов на аукционе, что
является тем сдерживающим фактором, той товарной интервенцией, которая
гасит не административно, а рыночными методами стоимость бензина", -
сказал Бойко. С другой стороны, российская власть тоже пыталась
рыночными методами урегулировать цены на бензин, создав топливную биржу,
которая, впрочем, управлялась нефтяными компаниями. "В результате на
бирже оказалась очень высокая цена нефти. Все нефтяные монополисты
дружно сориентировались на эту биржевую цену, и выяснилось, что маржа
между ценой нефти на бирже и бензина на заправке – мизерная. Нефтяные
компании потребовали себе законной маржи", - цитирует "Свободная пресса"
директора Института проблем глобализации Михаила Делягина.
Похожая ситуация ожидает и Украину. Ведь бензин, по заявлению Бойко, не
будет продаваться "Натфогазом" потребителю непосредственно. Будет
аукцион. А кто запретит крупным игрокам на рынке топлива сознательно
завышать цену на бензин на аукционе и не предлагать цены, ниже тех,
которые есть сегодня на рынке? Более того, не исключено, что, как и в
России, нефтетрейдеры начнут при повышении цен на топливо апеллировать к
аукционным ценам. Помимо этого, цены на бензин для украинцев могут
взлететь и из-за очередной "заботы о гражданах" со стороны народных
депутатов. Речь идет о зарегистрированном в Верховной раде законопроекте
об обязательном маркировании нефтепродуктов, что повысит их стоимость.
С другой стороны, следует отметить, что украинская власть для разрешения
энергетических проблем предприняла и внешнеполитические шаги, которые
направлены на избавление от зависимости от поставок топлива из России.
Кавказский узел
Визит президента Украины Виктора Януковича в Азербайджан во время
бензинового кризиса в России вряд ли можно назвать случайным
совпадением. Тем более, что львиная доля переговоров, которые проходили в
рамках визита, была посвящена как раз нефти: как вопросам транзита, так
и вопросам закупок. "Заработал нефтепровод Одесса-Броды. Да, нам,
конечно не хватает его продолжения к Балтийскому морю. Мы должны,
наверное, подумать совместно, как эту задачу решить", - заявил
украинский президент на встрече со своим азербайджанским коллегой
Ильхамом Алиевым. "Полтора миллиона тонн азербайджанской нефти было
экспортировано в том году. Это новый проект и это результат активного
сотрудничества", - сказал в ответ Алиев. Таким образом, Украина и
Азербайджан загрузят нефтью европейские НПЗ, что может сказаться на цене
бензина как в Украине, так и в РФ: на европейском рынке у российского
бензина появится конкурент. А это значит, что часть топлива "вернется" в
Россию, и прекратится ажиотаж на рынке. Существенный момент
украино-азербайджанских договоренностей в этой сфере также заключается в
том, что нефть будет поставляться в Европу в обход российской
территории.
Впрочем, Янукович и Алиев "позаботились" не только о европейцах, но и об
украинцах. Так, в ходе переговоров лидеры двух стран затронули и
оружейную тематику. Украина является одним из основных партнеров
Азербайджана в этой сфере. Янукович и Алиев договорились о ремонте и
модернизации азербайджанской военной техники на оборонных предприятиях
Украины. Кроме того, речь шла и о совместных тренировках военных. Такая
военная помощь Киева Баку отнюдь не безвозмездна. Нефтяная компания
Азербайджана ГНКАР увеличивает свои инвестиции в сеть украинских
заправочных станций – она уже купила 15 АЗС и нефтебазу в Украине. Кроме
того, в ходе визита Януковича обсуждались и поставки нефти на
нефтеперерабатывающие предприятия Западной Украины –
НПК "Галичина" и
"Нефтехимик Прикарпатья". Эти поставки смогут существенно уменьшить
украинскую зависимость от российского бензина.
Такое сотрудничество вряд ли обрадует РФ. И речь идет не только об
ослаблении украинской зависимости от российского бензина. Россия –
последовательный и давний партнер Армении, с которой отношения у
Азербайджана не самые лучшие. Причина – Нагорный Карабах. Для Киева же
Баку куда более выгодный партнер, чем Ереван. И что касается Нагорного
Карабаха, тот тут Янукович выразился: недвусмысленно Украина на стороне
Азербайджана. "Позиция Украины относительно урегулирования
нагорно-карабахского конфликта остается неизменной и основывается на
уважении суверенитета и территориальной целостности Азербайджана", -
сказал президент Украины. Вряд ли Ереван проигнорирует это высказывание
главы украинского государства, особенно с учетом военного сотрудничества
Киева и Баку.
Таким образом, у Украины есть все предпосылки для того, чтобы избежать
повторения российской ситуации с бензином - есть альтернативные
источники нефти и нефтепродуктов. Дело за малым – не испортить такую
благоприятную ситуацию собственными инициативами, как-то маркированием
нефтепродуктов (проверка которого, кстати, в законопроекте никак не
прописана).
Источник