Давно обесцененные купюры по 10 и 20 рублей больше не будут занимать место в кошельках. Их скоро изымут из оборота, а цены округлят до 50 и 100 рублей. Эксперты полагают, что теперь не по десяткам и двадцаткам надо сокрушаться, а думать, как заработать: цены вот-вот снова увеличатся. И не из-за округления на ценниках.Председатель правления Национального банка
Надежда Ермакова заявила 20 октября на пресс-конференции, что расчетные билеты номиналом 10 и 20 рублей планируется вывести из обращения. Слишком дорого печатать эти купюры и обслуживать:
«На их обслуживание тратятся значительные средства». Нацбанк внес предложение правительству округлять цены до 50 и 100 рублей.
К слову, последний раз выводили из обращения купюры стоимостью 1 рубль в январе 2000 года и 5 рублей в январе 2004 года.
Кроме того, в следующем году появится и новая купюра — 200 тысяч рублей.
«Мы уже заказали купюру в 200 тысяч рублей и планируем, что в начале следующего года она появится в обращении», — сказала Ермакова.
Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства, владелец нескольких магазинов
Виктор Маргелов отметил в комментарии для
Naviny.by, что в сегодняшней ситуации, когда рубль
значительно обесценился, округление цен не будет иметь большого значения для потребителя.
«Когда изымут мелкие деньги, можно будет проще вести подсчеты, но особо никто на этом не выиграет и не проиграет. Если стоимость этих купюр никакая, зачем они нужны?», — сказал Виктор Маргелов.
Как показывает анализ, говорит Маргелов, примерно половина цен по правилам сокращения будет уменьшена, а половина — увеличена. Таким образом, если товар стоит 2010 рублей, то продавать его будут по 2000, а вот если 2990, то по 3000 рублей:
«Мы специально считали, в какую сторону чаще всего происходит округление при взвешивании товара. Оказалось, что сегодня два рубля в одну, завтра в другую сторону». Действительно, если даже покупатель покупает 10 наименований товаров, при сокращении цены на каждый из которых теряет 20 рублей, то в результате «оставляет» в магазине 200 рублей. За эти деньги купить ничего нельзя.
Другое дело, говорит Виктор Маргелов, что необходимо готовиться к очередному витку цен, так в рублевом эквиваленте электричество, газ, нефть будут закупаться по новым ценам.
«Пройдет совсем немного времени, — прогнозирует эксперт, —
и стоимость энергоносителей попадет в себестоимость товаров (в среднем их составляющая около 11%). Получается, что минимальное повышение цен, которое нас ждет по ряду позиций — минимум 10%». Экономист
Антон Болточко в комментарии для
Naviny.by подчеркнул, что для потребителя очевидно, что ни 10, ни 20 рублей уже давно не воспринимаются за деньги:
«Никакого значимого влияния на потребителя изъятие купюр из оборота не окажет. Когда средний чек будет составлять около 100 тысяч рублей, какое значение будут иметь 10, 20 и даже 100 рублей?» Не выхода из оборота мелких купюр стоит опасаться, а повышения цен, отмечает эксперт:
«Это неизбежно, кроме прочего, из-за наращивания денежной массы в стране. В сентябре, согласно данным Нацбанка, было напечатано три триллиона белорусских рублей, что в три раза больше, чем в течение несколько предыдущих месяцев».
Виктор Маргелов также считает, что кроме высоких цен нас ждет если не дефицит товаров, в том числе продуктов питания, то скудный ассортимент:
«У производителя стимул экспортировать товары значительно больше, чем продать здесь. Это означает, что мяса, молока, хлебобулочных изделий на наших прилавках будет все меньше, поскольку их реализация является чрезвычайно убыточной. Узкий ассортимент будет до тех пор, пока мы не поднимем уровень цен хотя бы до нулевой рентабельности. При существующих ценах она составляет минус 30%».
Сможет ли население потянуть необходимое для экономики увеличение цен? Министр торговли
Валентин Чеканов констатировал спад покупательской способности по продовольственным товарам. Белорусы, получается, экономят на еде. Правда, относительно рентабельности у него совсем другое мнение:
«Цена, наверное, подошла близко к той, которая соответствует цене изготовителя. Дальше все зависит от того, сколько производитель потратит на изготовление товара». По словам министра, коридор торговых надбавок составляет от 11% до 30%.
«Вопрос о его изменении не просматривается. Он вполне устоявшийся при том, что в торговле сегодня рентабельность не превышает двух с половиной процентов», — добавил Валентин Чеканов.
Министр также напомнил, что в Беларуси существует ограничение торговых надбавок на социально значимые товары, которые жестко регламентированы и строго отслеживаются. Ограничения существуют почти на 30 видов товаров: на продовольственные товары торговые надбавки не превышают 3-15%, на промышленные — 5-25%.
Ситуацию может исправить только качественная адресная социальная помощь, считает Виктор Маргелов.
«Боюсь, что в скором времени очень большая часть населения попадет за черту бедности. Отмечу, адресная социальная помощь — это самый дешевый вариант для бюджета. Если не остановить неограниченный ажиотаж экспорта, бюджет понесет потери. В Россию наша продукция продается по демпинговым ценам. Такая арифметика», — отметил Маргелов.