Бытует мнение, что к логопеду надо обращаться не раньше, чем, когда ребенку исполнится 5 лет. Это устаревшее мнение, и устарело оно не менее, чем лет на 50. Многие родители думают, что логопеды работают только в поликлиниках, что их работа заключается только е том, чтобы научить ребенка красиво и правильно выговаривать звуки. Думают так далеко не все родители. Есть родители, интересующиеся психологией, педагогикой, занимающиеся ранним развитием своего ребенка, или те, кому пришлось обращаться к логопеду с проблемами развития своего ребенка. До того момента, когда Ваш малыш начнет говорить так. чтоб его понимали не только Вы. его речь и мышление должны пройти ряд важных этапов своего развития. На что же молодым мамам надо обратить внимание, что делать и что надо знать про своего ребенка.
Напомню, что речь начинает формироваться задолго до того, как ребенок заговорит словами и фразами. Сначала у ребенка формируется импрессивная речь (от лат. impressio - впечатление, т.е. понимание речи). Некоторые люди убеждены, что в первые дни ребенок глухой, ведь он не реагирует на звуковые раздражители, но это не так. А ребенок просто учится всему, даже слушать и реагировать на звуки. Но даже при всех разнообразных мнениях, я уверена, что никто не сомневается, что именно до трехлетнего возраста происходит самое интенсивное развитие ребенка.
От рождения до 1 года
Сначала ребенок учится реагировать на звуки, поворачиваться в ту сторону, откуда слышится звук, на первых порах - медленно, как бы растерянно, потом - реакция становится точной и быстрой. Следующее - это узнавать звуки, узнавать голос мамы, папы, близких людей. Один из компонентов речи, с которыми знакомится ребенок - это интонация. Кроме знакомого голоса, ребенку нравится слушать речь, именно в ласковой, нежной интонации. Все что Вы делаете с ребеночком: кормите, одеваете, купаете - разговаривайте с ним: просто рассказывайте, что Вы делаете, что будет потом. Используйте потешки, присказки, детские стишки, песенки. Также очень важно общее состояние здоровья малыша, показатели его психофизического развития: когда начал сидеть, стоять, ходить (перенесенные тяжелые заболевания также оказывают влияние на развитие ребенка). Чем лучше физически развит малыш, тем лучше у него развивается психика. Постепенно у ребенка накапливается словарь, а кроме этого ребенок пытается повторять за Вами - гулит и лепечет. Играет язычком, запоминая потихоньку позиции языка и звуки, может повторить за мамой аагу». Позже начинает понимать жесты (Вы протягиваете к нему руки - и малыш с удовольствием идет к Вам на руки). Ближе к году ребенок понимает некоторые слова, хоть и не говорит, показывает, где мама. папа, бабушка, где глазки, где носик, ротик, где собачка, котик, какой горячий суп и т.п. Дети имитируют животных, подражают их голосам: сопят, «как ежик», показывают, как делает курочка, коровка, собачка. К году у детей появляются первые слова. Усвоены гласные: а, у, о, и. согласные: м. п, б, к, г. От 1 года до 2 лет Итак, начало положено. Ребенок уже многое понимает, умеет говорить некоторые слова. Продолжается накопление пассивного словаря (понимает больше и больше, про малыша родители говорят: -Он такой умный, все понимает»). Также развивается активный словарь. К 1 году 8 мес малыш говорит от 25 до 80 слов. Словами считаются все слова, которые имеют значение (-дай», -на*, -бух», «писи», »ава», «дедя»). Может сказать односложные и двусложные слова, начинает повторять трехсложные слова, чаще всего опуская один из слогов (не -собака», а -бака»). Слова преимущественно - существительные. Усваиваются звуки: н, т, дь, ть, нь, ль, сь, хь, ць, й. Речь пока понятна лишь домашним. В речи малыш часто и эффективно пользуется жестами, интоннацией. Формируется чувство ритма: любит слушать музыку, песни, пробует повторять, любит танцевать даже под хлопки, любит играть в -Ладушки», "Сороку-ворону». В этом возрасте уже нужно играть с детьми в различные игры, а также начинать учить играть с детьми. Пирамидки, кубики, вкладыши, игры с песком, водой и др. - игра развивает ребенка, стимулирует его интересы. От 2 лет до 3 летНачиная с 2 летнего возраста пассивный словарь ребенка начинает превращаться в активный, бурно развивается фраза. Ребенок начинает говорить 3-4 слоеными предложениями. Поэже, ближе к 3 годам появляются сложные предложения с союзами, в основном сложноподчиненные. В словаре появляются прилагательные (около 20), хотя и иногда не согласовывает с существительными, местоимения (хотя малыш часто рассказывает о себе в 3 лице: «Маша покушала»), наречия (больше, меньше, скорее и др.), увеличивается словарь глаголов. Усваивается связь между словами, их происхождением (хорошо сделал - хороший мальчик). Дети в этом возрасте могут придумывать «свои» слова (магазин - "покупальник», ведь там покупают). В основном к трехлетнему возрасту усваиваются звуки: ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш. Развивать речь ребенка в этом возрасте очень просто. Как можно больше ребенку рассказывайте, объясняйте причины поступков, происходящего вокруг, читайте сказки, стихи, придумывайте сказки сами или вместе с ребенком, просите рассказать малыша, где он был, что видел, правильно называть предметы, учите наизусть стихи, песенки. В 3-х летнем возрасте ребенок должен знать стишки наизусть, знаком со сказками, может пересказать самые любимые. Занимаясь развитием психики, мелкой моторики, двигательной сферы, сопровождая комментариями, словесными подсказками, обучая общаться с другими детьми и взрослыми, Вы способствуете речевому развитию ребенка. Не стоит переживать, если Ваш малыш говорит не так, как соседский. Не сравнивайте с другими детьми, не слушайте случайных людей. Если у Вас есть сомнения, обращайтесь за консультацией к специалисту. Возможно, Ваши волнения напрасны. А если нет, то чем раньше Вы узнаете о проблемах в развитии Вашего ребенка, тем эффективнее будет любая коррекция. Если Вы хотите продиагностировать развитие ребенка у психолога, логопеда, психиатра, дефектолога или другого специалиста, это должно происходить обязательно в Вашем присутствии, также Вы можете попросить письменное заключение. Для заботливых мам формулировка -от 2 до 3 лет слишком расплывчата. У одних детей начинается речевое развитие чуть раньше и протекает более активно, у других - позже, как в фразовом развитии, так и в звуковом. Но есть все же границы показателей речевого развития, и если развитие Вашего малыша ниже этих границ, тогда только есть причины для серьезных волнений. К 3 годам у ребенка в активном словаре должно быть: 1. не менее 300 слов, 2. он должен говорить развернутой фразой, речь должна быть более или менее понятна чужим людям, 3. допускаются нарушения в звукопроизношении, в слоговой структуре слов, которые состоят более, чем из 3 слогов, 4. ребенок должен понимать и выполнять простые словесные инструкции: напр. "Возьми чашку и поставь ее на стол».
К 4 - 4,5 годам в речи ребенка должны быть уже все звуки, хотя до 5 - 6 лет у ребенка еще продолжается дифференциация (различение) звуков на слух и в произношении, поэтому еще может говорить вместо Маша - Маса, вместо дзюдо - джюдо. Также надо помнить, что речевое развитие ребенка является показателем его психического развития. Так что не только развитие психических процессов стимулирует речевое развитие, но и наоборот, развитие речи стимулирует психическое развитие. По материалам: uaua.info
|