В названии этого исследовательского проекта (Cool Cars Project) удачно обыграна двузначность слова «cool»: автомобили клевые и прохладные.
Американские ученые из национальной лаборатории Лоуренса в Беркли
провели ряд экспериментов и выяснили – светлая машина потребляет меньше
топлива и выбрасывает меньше вредных веществ.
Исследователи поставили на солнцепек черный и серебристый автомобили – почти идентичные четырехдверные седаны Honda Civic 2009 года.
Ученые оценили отражательную способность непрозрачных элементов кузова
по шкале от 0 до 1, и оказалось, что у черной машины она равна 0,05,
тогда как у серебристой – 0,58. Фото: заменив «Сивики» концепт-карами Jaguar C-XF,
ученые, видимо, дают понять, что марка автомобиля значения не имеет –
куда важнее цвет (иллюстрация Heat Island Group, Lawrence Berkeley
National Laboratory)
Затем экспериментаторы пропустили каждый стоящий на солнце автомобиль через пять циклов. Каждый цикл означал час с выключенным кондиционером и полчаса охлаждения с кондеем на максимуме. Иследователи установили на «Сивиках» терморезисторы и непрерывно измеряли температуру крыши (2), потолка (5), приборной панели (4), лобового стекла (3), сидений (7), дверей (6), системы вентиляции (8), а также температуру воздуха в салоне (1).
Как сообщают ученые, «на пике» крыша черного автомобиля была на целых
25°C горячее, чем крыша серебристого, температура в салоне которого,
кстати говоря, была на 5-6 градусов ниже.
Затем авторы опыта создали тепловую модель, чтобы спрогнозировать
мощность кондиционера и скорость отвода тепла, необходимые для
охлаждения машины до комфортных 25°C в течение 30 минут (это промышленный стандарт производителей автомобильных кондиционеров).
На основе экспериментальных измерений и анализа выяснилось, что серебристому «Сивику» потребовался на 13% менее мощный кондиционер.
В результате данной работы ученые пришли к выводу, что перекраска
черной машины с отражательной способностью 0,05 в цвет с коэффициентом
0,35 приведет к экономии топлива на 0,12 л/100 км (1,1%). Это выигрыш за
счёт менее мощного кондиционера, берущего меньше энергии у двигателя.
Кроме того, то же изменение цвета позволит сократить выбросы
углекислого газа на 2,7 г/км (1,1%), а других выбросов, в том числе
оксидов азота, окиси углерода и углеводородов – на 0,37-0,44%.
В то же время белая или серебряная краска (с коэффициентом 0,60) по
сравнению с черной делают машину экономичнее на 0,21 л/100 км (1,9%),
сокращают выбросы CO2 на 4,9 г/км (1,9%), а прочей дряни – на 0,67-0,8%.
Ученые отмечают, что могли недооценить экономичность и экологичность
светлых автомобилей, поскольку выбросы в стандартных циклах,
используемых в моделировании, как правило, ниже, чем в реальном мире. Источник
|