1 сентября начинается учебный год не только в школах и вузах, но
и в профессионально-технических училищах. ПТУ в России, по признанию
экспертов, самое слабое звено в системе образования, нуждающееся в
реформировании.
В ходе реформ системы образования в России было потеряно звено
средне-специального профессионального образования. Советские ПТУ -
профессионально-технические училища - практически прекратили свое
существование, а взамен по сути ничего так и не было создано, отмечают
эксперты. По их мнению, в решении этой проблемы, прежде всего, должен
быть заинтересован бизнес, нуждающийся в квалифицированных кадрах. При
реформировании системы профессионально-технического образования в России
в качестве примера они называют немецкую модель.
Потерянное звено образования
"У нас были хорошие заделы в дошкольном образовании, мы смогли там
сделать серьезный шаг вперед. У нас неплохие результаты в начальной
школе. Даже в вузах мы смогли вырастить и новых лидеров, и удержать
старые кадры, и внедрить новые технологии. Но вот основное звено школы,
старшие классы и средне-профессиональное образование - это полный
провал", - заявила в интервью DW директор Института развития образования
Высшей школы экономики Ирина Абанкина.
В первую очередь, считает эксперт, отсутствие сегодня в России
качественного профессионального образования - это вина бизнеса, который
не занимался подготовкой новых кадров, хотя был крайне заинтересован в
профессиональных рабочих. Далее Ирина Абанкина отмечает слабость
государственной политики, поскольку власть не предложила никакого плана
реформы ПТУ и ничего не сделала для того, чтобы удержать педагогов.
Впрочем, и внутри самого образовательного сообщества не нашлось тех,
кто мог предложить варианты и пути обновления, отмечает эксперт.
"Поэтому сегодня молодые люди, живущие, допустим, в Карелии,
предпочитают уехать в техникум в Финляндию, потому что уровень
подготовки там обеспечивает возможность трудоустройства и в России, и в
Европе на любом сколько-нибудь современном производстве", - резюмирует
Абанкина.
Новые ПТУ для новых условий
Ректор Липецкого института управления, руководитель проекта
"Полеты по вертикали" Агентства стратегических инициатив Сергей Гуляев
считает, что проблема кроется в отсутствии взаимопонимания между
бизнесом и системой образования, которые должны стать главными
участниками процесса воссоздания выпавшего звена средне-специального
образования. При этом Гуляев уверен, что старую советскую модель в
современных рыночных условиях использовать нельзя.
"Чем больше рынка и меньше власти в образовании, чем больше эффективных
управленческих команд в учебных заведениях, тем лучше результат. Там,
куда инвестируют деньги из госбюджета, всегда возникает такой момент,
что эти деньги не надо зарабатывать, а это сказывается на эффективности
работы управленческой команды", - заявил Сергей Гуляев в интервью DW.
Роль государства, по мнению эксперта, должна сводиться к тому, чтобы
устанавливать правила игры.
Главную же роль Сергей Гуляев отводит команде профессиональных
менеджеров, которые должны и деньги для ПТУ найти, и связать интересы
бизнеса и государства. По мнению Ирины Абанкиной, никакие менеджеры,
даже самые лучшие, с задачей создания концептуально новой системы
средне-специального профессионального образования не справятся. Зато,
отметила эксперт, наглядно продемонстрировали, какими могут и должны
быть современные профтехучилища, немецкие бизнесмены.
Немецкий опыт
"Когда в Калужской области начали появляться немецкие пивоваренные,
кондитерские и другие предприятия, для работы на них потребовались
профессиональные сотрудники. И немцы создали для себя профтехучилища:
они привезли и свое оборудование, и своих педагогов, - рассказала в
интервью DW Ирина Абанкина. - Так вот в эти училища конкурс был 17
человек на место". Было сделано все, чтобы разница между тем, как
молодые люди учатся, и как они будут потом работать, была минимальной -
это сработало.
Есть и российские примеры того, как бизнес может заниматься
профессиональной подготовкой рабочих кадров. Так, Челябинский
трубопрокатный завод поддержал создание профильного училища, которое
теперь готовит для него высококвалифицированные кадры, рассказал Сергей
Гуляев. По словам Ирины Абанкиной, есть несколько современных училищ в
Новосибирске. А в Ульяновске, где могут понадобиться рабочие руки для
ремонта самолетов, по словам эксперта, есть потенциал для развития ПТУ.
Впрочем, современное средне-специальное профессиональное образование -
это дорогой проект, поэтому и вложения должны быть корпоративными -
часть денег от государства, часть от бизнеса, а часть может быть даже от
родителей учащихся, считает эксперт. "Государство в России вкладывало
средства так, что их хватало только на то, чтобы поддержать старую
структуру, - заявила Абанкина. - Мы бетонировали отставание, поддерживая
худших, вместо того, чтобы развивать и поддерживать ростки нового".
Сменить имидж ПТУ
Государство при этом должно также делать и масштабную рекламу среди
молодых людей, показывая преимущества учебы в
профессионально-технических училищах, считает эксперт. Современные ПТУ
не должны быть, как раньше, остановкой перед армией или перевалочным
пунктом для поступления в вуз. Нужно избавиться от негативного имиджа
учащегося ПТУ, который в последние годы советской власти превратился
почти в синоним трудного подростка, почти уголовника, отмечает Абанкина.
Бизнес также может принять участие в создании нового имиджа для
человека рабочей профессии, считает ректор Липецкого института
управления. "Нужно привлечь передовые компании, которые производят и
продают оборудование, и привлечь рабочих, которые бы соревновались,
используя это оборудование, - поделился идеей Сергей Гуляев. - Если
проект станет популярным, то и статус рабочего человека станет более
почетным, и бизнес подтянется к участию в организации профессионального
образования". Источник
|