Европа требовала гуманизации и либерализации. В позапрошлом году приняли новый Уголовно-процессуальный кодекс, где прописан домашний арест с браслетом. На самом деле - эта новинка - это неплохой вариант для "богатых Буратино", чтобы они не сидели в неудобной камере во время проведения досудебного следствия. Мажор вносит залог, несет средства - кому надо заплатить и остается дома, в удобных условиях ждать завершения своего дела. И не только это. В случае, если дело обстоит не так, как надо - браслет всегда можно снять и убежать.
То есть домашний арест с помощью браслета - неэффективен?
Поверьте, что электронные браслеты обычному гражданину не наденут. А у мажора всегда найдутся технически подкованные люди, снимут тот браслет или перепрограммируют. Но такие технически грамотные люди есть в каждой провинции. Пара сотен долларов - и готово. В украинских условиях не выработан механизм содержания подозреваемого под домашним арестом. Например — тот, кто должен контролировать, сидит ли подозреваемый дома с браслетом, или браслет уже спокойно надели на домашнюю собаку? Контролировать должен участковый или оперативный сотрудник. У участкового и так куча работы на территории, то же самое касается и просто оперативного сотрудника милиции.
Чем грозит Петру Мельнику за побег из-под домашнего ареста?
Практически ничем. Мельник не сбежал из СИЗО или тюрьмы, и вообще его вина не доказана. Действует презумпция невиновности. Он - обычный гражданин Украины, ему только вынесено подозрение в совершении преступления. Вот этот момент как раз в новом УПК и не прописан. Если Петра Мельника поймают - дело будет рассматривать суд. Конечно, судья может принять побег, как отягчающее обстоятельство, а может и не воспринять это во внимание. Прокуратура в таком случае подаст обращение о замене меры содержания, но ... судья - процессуально независим. Суд может принять во внимание, а может и не принять во внимание обращение прокуратуры. Если Мельника поймают - ему грозит либо снова браслет или арест.
Чем грозит семье Петра Мельника тот факт, что его объявили в розыск?
Сама процедура объявления в розыск у нас довольно интересная. Прокуратура не является объектом оперативно-розыскной деятельности. Она запрашивает или в милицию, если есть подозрения, что беглец на территории Украины, или в СБУ - если есть подозрения, что беглец уже за пределами Украины. А уже эти два ведомства разрабатывают план поиска. Но дело ректора Мельника - политическое. Поэтому все будет зависеть, какую команду дадут сверху. Если скажут найти и все - будут давить на всех, как это у нас обычно и происходит. Если дадут команду отпустить - максимум развешают его фото на станциях метро, чтобы считалось, что ищут.
Почему дело Мельника является политическим?
А что ему инкриминируют - на взятку и возможно еще интим с студентками? Так в Украине 75% ректоров, если не больше, берут взятки. А интимом с студентками уже никого не удивишь. Девушки совершеннолетние. Вспомните дело другого ректора, подозреваемого в педофилии ... Но почему-то под удар попал именно Петр Мельник. Значит кому-то сверху это выгодно.
Какие сейчас варианты у Петра Мельника?
Мы не знаем, какой ультиматум ему был поставлен. Перед арестом ультиматум однозначно был. Ему могли сказать: "Смотри, потому что мы можем зайти и дальше ...". Ему дали время на размышления и что-то требуют. Конечно, деньги у Мельника есть. Такие люди не остаются без денег. Можно приобрести новый паспорт и новый комплект документов, бежать в Россию или Белоруссию. Но... Учтите, что человек уже не молодой и начинать жизнь с нуля не так просто. Поэтому, думаю, что он еще в Украине. В провинции можно отсидеться за сравнительно небольшие деньги - думаю, он где-то скрывается по селам или провинциальным городкам. Вспомните Лозинского или Пукача, которые действовали так же. Сейчас все зависит от прочности его нервов. Он испуган. Он не бандит и не имеет специальных навыков, чтобы долгое время скрываться. Прятаться ему трудно, он дрожит от каждого шороха. Для нормальной обычного человека жизнь в бегах - это потрясение. Думаю, через неделю-другую он появится.