Нужно смотреть правде в лицо: в Украине существует теневое налогообложение – взятки контролирующим органам. Коррупция, поборы, вымогательство, «благотворительные взносы»: как, за что и сколько платит бизнес чиновникам и силовикам.
Владелец небольшого предприятия по производству продуктов питания рассказал о ситуации, с которой столкнулся в 2013 году. «В течение весны налоговая несколько раз являлась с проверкой, я-то знаю, что с документами и налогами у нас все в порядке, но понял, что поступил приказ сверху «принести доход наличными».
Потом они, наконец, сказали, что им нужно 200 тысяч гривен. И тогда на два года налоговики обо мне забудут. Если нет – будут суды и арест имущества. Думал я недели три, советовался с другими предпринимателями, решил заплатить, слишком велик был риск остаться без бизнеса – ведь через такие схемы часто отбирают у людей бизнес», – рассказал предприниматель, естественно, пожелавший остаться неизвестным.
В тему: Порты Одессы задыхаются от коррупции таможни (прейскурант взяток)
«Деньги» вынуждены избегать на этот раз точных имен, фамилий и названий. Конечно, расписывая взяточнические схемы, мы должны бы называть имена и фамилии, места, пароли, явки, как этого требуют стандарты журналистской работы. Но потом – иски, судебные разбирательства, а может, и еще что-то, не самая лучшая перспектива, в общем. Для снижения перечисленных рисков, в том числе и для наших героев, нам пришлось отказаться от обнародования конкретных имен и даже населенных пунктов. Все имена в статьях о коррупции изменены. Упомянутых нами чиновников бизнес встречает каждый день и везде – в Киеве, Луганске, Донецке, Львове, Тернополе…
Инфраструктура коррупционных платежей за последние два года здорово усовершенствовалась. Предприниматели знают, кому, где и сколько они должны заплатить «на руки».
Чиновники не стесняются вслух озвучивать свои требования, и с каждым годом аппетиты растут. Милиция и прокуратура? Имеют свою долю. «На взятке «берут» лишь неугодных чиновников, это четко спланированные операции МВД и прокуратуры с тем, чтобы снять с должности определенного госслужащего. О других, нужных, людях прокуроры все знают, но их не трогают», – рассказал киевский предприниматель.
Взяточничество подогревается еще и тем обстоятельством, что предприниматели часто предпочитают игнорировать требования законодательства. Но винить в этом бизнес «Деньги» не намерены – выполнить все, прописанное в украинских законах, часто не представляется реальным в принципе. Да и сами законы писаны так, чтобы чиновники точно знали, где и как «заработать». Впрочем, мы все равно рекомендуем бизнесу стараться максимально использовать законные схемы, ибо, подсаживая себя на вереницу взяток, предприятию уже невозможно будет «спрыгнуть». А регулярный «прикорм» коррупционеров в конце концов может привести к потере бизнеса в целом.
Платить или нет, каждая компания, каждый руководитель и собственник решают самостоятельно. Самые сильные «заложников не выкупают и с террористами переговоров не ведут».
В тему: За взятку в СИЗО уже не сидят
Налоговый вопрос
«У меня с налоговой никогда никаких проблем не было, вот уже десять лет работаю, у меня несколько СПД. Главное – толковые бухгалтеры, и чтобы вся первичная документация сохранялась», – рассказывает киевский бизнесмен Алексей Савицкий. Действительно, малый бизнес обычно выкручивается, обходясь без взяток налоговым инспекторам и начальникам.
Гораздо сложнее средним предприятиям – особенно производителям, экспортерам и импортерам. У таких компаний налоговики часто находят несоответствия. Распространенный случай – неуплата в полном объеме сумм НДС. «Тут существуют четкие тарифы. Хочешь минимизировать НДС – на здоровье, но отдай начальнику районной налоговой 30% от суммы, которую необходимо заплатить в бюджет», – делится Алексей Савицкий. То есть если предприятие должно уплатить в бюджет 500 тыс. грн. налога на добавленную стоимость, то оно может занести налоговику 150 тыс. грн. и спать спокойно, использовав схему. Или же уплатить всю сумму НДС в полном объеме, однако компании редко на это идут. Проверки также чреваты взятками.
В тему: Налоговая ОПГ: в столице уже действует схема по отъему имущества за мнимые долги
Снова-таки: здесь вопрос в том, найдет налоговая нарушения или нет. Если вся бухгалтерия в порядке, то ни о каких взятках речь не идет. Найдены нарушения – придется платить. Уменьшение существенных штрафных санкций потянет на 1–4 тыс. долл.
Фискальные «тарифы» зависят от характера проступка, но больше – от региона. В Киеве, естественно, аппетиты самые высокие. Например, в столице при проверке кофейни или супермаркета налоговая может попросить 10 тыс. долларов, а в Луганске – 2–4 тысячи. Кстати, важный вопрос – валюта взятки. Налоговики принимают конверты исключительно с долларами. Чем крупнее предприятие, тем выше платежи. «Ставка «заноса» варьируется в зависимости от оборотов предприятия.
Плановая проверка за два года – «закрыть период два года» – от 50 до 100 тыс. долларов наличными руководству районной налоговой», – рассказал владелец среднего предприятия Руслан Черничкин. По его словам, откупаться от налоговиков приходится и в случае, если кого-то из контрагентов заподозрили в отмывании денег или ином серьезном преступлении. «Если кого-то из контрагентов «попалили» на чем-то мутном, приходит внеплановая проверка, закрывается вопрос, в зависимости от суммы претензии налоговой на доначисление налогов задним числом», – объясняет бизнесмен.
Еще сложнее предприятию, к которому имеет претензии налоговая милиция. Неоднократны случаи, когда начальники этой структуры требовали от предприятий ежемесячную мзду в размере 3–5% от прибыли за «закрытые глаза» на финансовые махинации компании.
Вездесущие земельщики
Землеотвод – одна из самых дорогих «услуг». За выделение бизнесу земельного участка, который находится в государственной или коммунальной собственности, платить приходится начальникам управлений земельных ресурсов городских и районных администраций и руководителям отделов Государственного агентства земельных ресурсов.
Обычная такса за передачу земельного участка в небольших городах – 10–50 тыс. долл. Если речь идет о лакомом куске в пределах города-миллионника, взятка измеряется 80–200 тыс. долл. и выше. Если речь идет о земельном участке для строительства площадью до 10 соток, можно решить вопрос за 5–20 тыс. долл.
«В Симферополе легализация в городской черте участка – 5 тысяч долларов, и в течение одной сессии местного совета будет позитивный результат», – рассказал «Деньгам» крымский предприниматель.
Иногда решить вопрос с землеотводом помогают сельские головы, чаще это в компетенции главы районной администрации. «Мэр всегда в доле», – объясняет Алексей Савицкий. Бизнесмены говорят, что сегодня проще и эффективнее купить землю, чем искать знакомства и договариваться о выделении участка. «В Киеве практически не осталось свободной земли, так что предпринимателям лучше искать участки, которые продаются, так можно быстрее решить земельный вопрос», – отмечает Алексей Савицкий.
Впрочем, землеотвод – это еще не все, ведь необходимо согласование плана постройки, разрешение на строительство, а потом – согласование ввода в эксплуатацию. Здесь бизнесу приходится расплачиваться с представителями ГАСК – Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины.
Неприменение штрафных санкций за нарушение требований законодательства в сфере градостроительства может стоить предпринимателю 10–30 тыс. долл. наличными. Подписание и регистрация документов по вводу в эксплуатацию здания стоит от 10 до 200 тыс. долл. и выше, в зависимости от региона, площади и масштабности проекта. В Днепропетровске, например, распространена практика уплаты чиновникам 5 долл. за каждый квадратный метр площади, построенной компанией.
Регулярные деньги
Постоянными проверками «радуют» предпринимателей пожарные инспекторы. Впрочем, по словам бизнесменов, эти служащие им особо не докучают. Предприятие средней руки может заплатить инспектору 20 тыс. грн. одноразово в год. Магазин или ресторан – 1–3 тыс. грн. во время проверки. Хотя бывают и меньшие расходы. «В магазин моего знакомого регулярно наведывался пожарник, который просил только бутылку водки, батон и килограмм колбасы, больше никаких расходов на пожарного инспектора у торговца не было», – рассказал «Деньгам» киевлянин Анатолий Воронин.
Впрочем, если на предприятии обнаружены серьезные нарушения, за несоставление акта о нарушении противопожарной безопасности пожарному инспектору придется заплатить 8–15 тыс. грн.
Бизнес вынужден регулярно платить сотрудникам санитарно-эпидемиологической службы. Каждый визит инспектора обходится в 3–6 тыс. грн. – если есть сколько-нибудь веские поводы. Подготовка и подпись документов, необходимых для заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы торгового зала, может вылиться в 4–8 тыс. грн. А за заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы, необходимой для ввоза товаров на территорию Украины, придется отдать 5–10 тыс. грн.
Владельцы магазинов и ресторанов часто сталкиваются с платежами за парковочные места. В Киеве, например, за них отвечает КП «Киевтранспарксервис». «Допустим, ресторану необходимо шесть паркомест. Предприятие официально платит в кассу за три места 1800 грн., еще три места по документам не проводят, то есть 1800 грн. ежемесячно получает наличными чиновник коммунального предприятия», – объяснил киевский бизнесмен Роман Валовой.
Не бесплатные МАФы
Владельцы МАФов (малых архитектурных форм – киосков) также регулярно выплачивают взятки госслужащим. Прежде всего, те, у кого нет на руках полного пакета документов на сооружение. В Киеве – более 25 тысяч МАФов, из них самые важные документы – договора на паевое участие и справки о функциональном назначении – есть лишь у 5723 сооружений.
Сейчас в столице действует мораторий на выдачу властями указанных документов. «Предприниматель, который работал в 2012 году, установил свой МАФ до вступления в силу моратория, получил справку о функциональном назначении в 2012 году, а также изъявил желание продолжить деятельность в 2013 году, должен подать в Разрешительный центр КГГА свои учредительные документы и обязательно справку за 2012 год.
На основании поданных документов оформляются новые договора о паевом участии, и выдается справка на 2013 год. Заключение и выдача справок прекратилась в июне 2013 года, кто не успел подать документы, тот уже не получит, или если потерял оригинал справки за 2012 год – тоже не смог получить», – рассказали в «Ассоциации Киев-МАФ».
По словам представителей Ассоциации, поскольку из 25 тысяч МАФов только у 5723 есть необходимая справка, всем остальным приходится решать свои вопросы «в каждом конкретном случае, по мере возникновения таких вопросов». Иными словами, доплачивать, чтобы МАФ не снесли. Порядок сумм откупа от представителей КП «Киевблагоустройство» (организация имеет полномочия на демонтаж киосков, у которых нет документов) – от 500 долл. до 2–5 тыс. долл. «Районные власти точно знают количество и места расположения МАФов, а также предпринимателей. Порядок включения в список на демонтаж того или иного МАФа остается загадкой или «руской рулеткой» для предпринимателя», – отметили в Ассоциации.
Несмотря на мораторий, получить необходимые документы на МАФ бизнесмены могут через городских чиновников, эта услуга стоит 50–60 тыс. грн. Еще одна «услуга», за которую дают взятки владельцы МАФов, – это подключение к электросети. В столице, например, согласование подключения стоит 10–16 тыс. грн. Ну и, конечно, регулярно платят МАФы тем же пожарникам и санэпидслужбе, о чем «Деньги» уже рассказали выше.
В тему: В Тернополе СБУ «хлопнула» на вымогательстве начальников УБОПа и Миндоходов
Таможенная жадность
Бизнесмены признаются: регулярно платить приходится за беспрепятственное оформление (растаможку) грузов, отмену тщательного досмотра содержимого контейнеров или фуры. «Если не заплатить, контейнер с грузом будет простаивать в порту неделями, а это очень дорого – 100 долл. в сутки. Проще заплатить таможенникам 500–1000 долл. за контейнер», – объясняет одесский бизнесмен Леонид Брыльский. Одесский и Ильичевский порты – хлебные места для таможни. Ежедневно, оформляя контейнеры, руководители получают наличными до 25 тыс. долл. Расплачиваются с таможенниками обычно брокеры.
Итоговые затраты предпринимателя на таможне зависят от объема поставок и аппетитов таможенников. Например, если быстро оформить один контейнер можно за 50–100 долл., то решать вопрос с растаможкой крупной партии товара придется за 10–40 тыс. долл., а то и выше. Если предприниматель вдруг решит все делать по закону, его груз могут не пропустить в страну, таможенники попросту откажутся оформлять документы. Таможню обычно называют наиболее коррумпированной структурой в стране – мало какой вопрос бизнеса решается там без взятки.
В тему: Тупые. Как «донецкие» дорезают курицу, несшую «золотые яйца» при всех режимах и властях
Что с этим делать?
«Сегодня подавляющее большинство предпринимателей не верят в государство как в регулятор хозяйственной деятельности. Это приводит к тому, что предприниматель сам предлагает чиновнику взятку за якобы решение проблемы, чем фактически провоцирует преступление. Этим же он лишает себя возможности защитить свои права в рамках закона. Что же делать? Защищать свои права законными способами! Как? Использовать законные возможности по обжалованию действий государственных органов и их должностных лиц. И не всегда надо обращаться в суд. Часто достаточно грамотно составить жалобы в соответствующие государственные органы», – комментирует Ярослава Рябцева, адвокат ЮК «Дега Консалтинг».
В тему: Монополия на «контрабас»: «семейные» против «Котлеты»
Увы, не все так просто. Зачастую писать жалобы не только бесполезно, но и опасно. Ведь гнев вышестоящего руководства, которое получает немалые подношения от нижестоящих чиновников, может гарантировать предпринимателю не только травлю проверками и штрафами, но и стопроцентный шанс неполучения необходимых ему справок и разрешений. Бизнесменам, которые готовы давать взятки, нужно помнить: закон предусматривает ответственность компаний за взятки в виде штрафа.
«В Уголовном кодексе Украины есть целый ряд статей, предусматривающих ответственность за получение неправомерной выгоды для себя либо третьих лиц, а также за предложение о получении неправомерной выгоды. Вид и размер наказания зависят от должности и положения лица (служебное или не служебное), повторности, количества лиц, причастных к этому, суммы и, соответственно, устанавливается в виде штрафа от 1 700 грн. до 85 тыс. грн», – объясняет адвокат, старший партнер АК «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
Необходимо также учесть, что за чиновниками может быть установлено видеонаблюдение, его офис спецслужбы могут оборудовать подслушивающими устройствами. Поэтому давать взятку на рабочем месте чиновника весьма небезопасно. Ну и вообще – самые серьезные взятки идут нынче «по безналу»: за «консультационные услуги», даже «за юридическое сопровождение».
Топ-6 условий передачи взятки госслужащим
- Где: ни при каких обстоятельствах не стоит озвучивать сумму взятки и обсуждать ее вслух в кабинете чиновника или в своем офисе (магазине, ресторане, на производстве).
- Как: сумма обсуждается при личной встрече на сторонней территории, чаще всего, в отдаленном от места работы чиновника кафе. Как вариант, госслужащий пишет на блокнотном листе цифру.
- Сколько: конкретной тарифной сетки для взяток от бизнес-структур нет, тарифы формируются госчиновниками индивидуально, в зависимости от конкретного случая. И торг всегда уместен.
- Передача: иногда передача взятки происходит с помощью конверта, вложенного в папку с документами (если речь идет о сравнительно небольших суммах, например, пожарникам, санэпидемстанции). Чаще взятка передается на нейтральной территории (если речь идет о сумме свыше 10 тыс. долл.).
- Посредник: если бизнесмен лично не знаком с «решателем вопроса», то передачей взятки должен заниматься посредник – человек, которого чиновник хорошо знает. На таможне этот вопрос решает брокер. Госслужащие в очень редких случаях берут деньги от предпринимателя с улицы.
- Безнал: нередко взятки готовы принять «по безналу», то есть в виде благотворительного взноса в некий фонд или путем заказа услуг некоей приближенной фирмы. Это наиболее распространенный вид коррупции, если речь идет о серьезных суммах. Нужно сказать, что этот путь дачи взятки является куда менее опасным, чем, указанные в п. п. 4 и 5.
Источник
Наталия Богута, опубликовано в журнале Деньги