По данным Международного альянса по ВИЧ/СПИД, Украина занимает первое место в Европе по темпам распространения гепатита С, одного из самых опасных вирусных заболеваний в мире. Около 7% украинцев уже больны гепатитом или являются его носителями, а это больше миллиона человек.
По оценкам специалистов, концентрированная стадия эпидемии вирусного гепатита С в нашей стране в самом разгаре. Это та стадия, когда смертельная болезнь выходит за пределы групп риска вроде наркозависимых и начинает распространяться на обычных людей. Несмотря на такие угрожающие тенденции, правительство не спешит тратить деньги на решение проблемы.
Ласковый киллер
«Гепатит В, в основном, протекает в острой форме и имеет ярко выраженные симптомы. С гепатитом С все сложнее, — говорит Людмила Майстат, координатор Всеукраинской кампании „Требуем лечения!" и менеджер по вопросам политики и защиты Международного альянса по ВИЧ/СПИД в Украине. — Чаще всего он проявляется при случайных клинических исследованиях, например, обследовании доноров, беременности или подготовке человека к плановой операции. Все зависит от того, на какой стадии хронического гепатита обнаружен вирус и насколько выражены изменения в структуре печени. Собственно, из-за позднего диагностирования вирус гепатита С и называют „ласковым убийцей".
Официальной статистики распространения заболевания в нашей стране до сих пор нет. В Международный день борьбы с вирусными гепатитами в Украине в местах отдыха граждан мы тестировали желающих на гепатит С. С использованием качественных быстрых тестов были проверены 1422 человека, из которых в 182 (12,9%) случаях результат оказался положительным.
По данным тестирования в июле 2013-го, лидируют Днепропетровская, Киевская, Черновицкая и Сумская области». Также, по словам экспертов, одним из стабильно проблемных регионов является Луганщина, которую посетил «Тиждень», чтобы исследовать проблему гепатита.
«До сих пор не найдена вакцина против этой страшной инфекции, — рассказывает доктор медицинских наук, профессор Луганского медицинского университета Леонид Пинский. — Дело в том, что каждые 20-30 минут вирус меняет свою антигенную структуру — это так называемый escape-эффект». Всего известно не менее шести основных генотипов вирусного гепатита С и более 50 подтипов. То есть даже правильное диагностирование этой болезни — дорогая (более 2 тыс. грн) и длительная процедура, не говоря уже о курсе лечения, который стоит от
$10 тыс. и длится минимум год. К тому же никто не дает гарантии выздоровления: в лучшем случае, если это первый, наиболее изученный генотип вируса, и пациент имеет возможность использовать современные медпрепараты, так называемый пегилированный интерферон, его шансы на выздоровление составляют 70% (при условии хорошего общего состояния здоровья). Хотя вирус навсегда останется в организме, и даже излечившийся счастливчик будет вынужден дважды в год проверяться у врача до конца жизни.
Если гепатит не лечить, больному обычно «отмеряют» максимум 10-15 лет.
Главная опасность состоит в том, что гепатит С, в отличие от общеизвестного заболевания Боткина (гепатит А) и гепатита B, протекает почти незаметно, пока не начнется конечная стадия, то есть человек годами ничего не будет чувствовать и знать о заболевании.
«Эпидемия гепатита С становится общенациональной проблемой, потому что заразиться может каждый, — говорит Николай Шулика, руководитель проектов фонда „Шаг в будущее" в Луганске. — Думаю, нынешняя ситуация является следствием наркобума конца 1990-х годов, когда серьезно встала и проблема СПИДа.
Хуже всего, что, в отличие от последнего, с упомянутым заболеванием нет никакой комплексной программы борьбы. Более того, государство делает все для затягивания процесса, потому что это немалые средства и необходимость организации целой системы по профилактике и борьбе с гепатитом».
Бытовая опасность
«Я заразился гепатитом, делая тату, — говорит общественный деятель из Луганска Алексей Беда. — Это было еще в 1998-м. В отличие от большинства людей с таким диагнозом, о заболевании узнал относительно быстро — попал в больницу с обострением через шесть месяцев. Уже более 10 лет живу с этим вирусом. Денег на курс лечения у меня нет, поэтому просто пью поддерживающие препараты, не забываю о диете. Если с меня где-то падает хоть капля крови, сразу предупреждаю об этом окружающих».
Этот рассказ — типичная история того, как вполне нормальный человек, не из группы риска, например, ранее инъекционно наркозависимый, может подхватить инфекцию, и как в дальнейшем он останется наедине с неизлечимой болезнью.
Медики и эксперты бьют тревогу — гепатит С уже давно вышел за пределы эпидемии среди неблагополучных людей из неблагополучных районов. «По статистике, гепатитом С в бытовых условиях чаще всего инфицируются женщины, — констатирует Ирина Ершова, главный инфекционист Луганской области.
— По моим наблюдениям, около 33% больных гепатитом составляет медицинский персонал, который постоянно контактирует с кровью (хирурги, акушеры, лаборанты). Очень высокий процент зараженных среди пациентов, которые постоянно имеют дело с кровью, например — онкогематологических больных. Есть и те, кто получил вирус половым путем, хотя риск заразиться таким способом гораздо меньше. Вирус передается также от матери к ребенку во время родов».
«В Украине мало внимания уделяют банальной, но очень нужной стерилизации инструментов, — продолжает доктор медицинских наук, профессор Леонид Пинский. — Если вы имели дело с татуировкой или пирсингом, вам переливали кровь, вы стриглись, делали маникюр или педикюр в непроверенной парикмахерской или салоне, ходили в стоматологический кабинет, особенно в небольшую частную клинику, вам стоит задуматься. Никогда не стесняйтесь спросить о том, обрабатывали ли и как именно обрабатывали инструменты».
Не меньшей проблемой является отношение украинцев к этому заболеванию и своему здоровью в целом. «Очень многие больные гепатитом просто не регистрируются в медицинских учреждениях, — говорит Ирина Ершова.
— С одной стороны, они не знают, что это такое, считая гепатит чем-то вроде Боткина. А с другой — большинство вбило себе в голову, что гепатитом болеть могут только маргиналы. Поэтому лица, узнавшие о своем диагнозе, нередко сразу приравнивают его к позору, о котором нельзя сказать даже родным. Они не понимают, что своим молчанием не только вредят себе, но и рискуют заразить других. К тому же сейчас у каких-то умников родилась идея, чтобы гепатитом занимались центры СПИДа. Это приведет к тому, что упомянутая категория больных вообще не будет к нам приходить».
Ситуацию осложняет и то, что гепатит вызывает депрессивное состояние психики. «11 месяцев, пока длился курс лечения, я был очень агрессивен, — вспоминает Константин С., тренер общественного центра фонда „Шаг в будущее" в Луганске. — Так получилось, что когда-то из-за наркотиков заразился одновременно и СПИДом, и гепатитом B, и гепатитом С. Я хорошо помню состояние, когда проходил курс лечения именно от гепатита С, — постоянно подавлен, суицидальный настрой, который трудно вытерпеть без посторонней помощи и поддержки».
Не портить статистику
В течение двух последних лет общественные организации проводят широкую кампанию по привлечению внимания к проблеме эпидемии гепатита. В Луганской области был реализован информационно-аналитический проект объединения «СТАН» «Желтая книга Луганщины», немало акций провел Международный альянс по ВИЧ/СПИД в Украине.
После активизации общественных организаций чиновники даже пообещали выделить около 34 млн грн на централизованные закупки препаратов против гепатита. Однако государственная социальная программа противодействия распространению вирусных гепатитов до сих пор не утверждена, а лекарства покупают только для больных детей, и то с большими «но».
«Недавно на официальном сайте Минздрава появился лишь проект госпрограммы для общественного обсуждения, который существенно отличается от разработанного рабочей экспертной группой, — утверждает Людмила Майстат. — Он не содержит ни актуальной статистики, ни бюджетных расчетов.
В нем изъят пункт о введении механизмов снижения цены для закупок из государственного и областных бюджетов. Недостаток конкуренции позволит фармкомпаниям продавать необходимые препараты по завышенным ценам. Только наличие государственной программы может изменить ситуацию, и то если будет введена практика открытых тендеров на закупку соответствующих средств, ведь тогда государство будет вынуждено способствовать снижению стоимости лечения».
Впрочем, государство никогда не было заинтересовано серьезно и системно заниматься такой сложной проблемой, как гепатит. Более того, пытается ее скрывать. По словам С., который работает патологоанатомом в одной из крупнейших киевских больниц, он и все его коллеги получили негласное указание от Минздрава по возможности не регистрировать смертельные случаи, обусловленные гепатитом С, объясняя причины смерти чем-либо другим, «чтобы статистику не портить».
«Надо лоббировать введение государственной программы по покупке лекарств, которые будут бесплатными для больных гепатитом, — считает Ирина Ершова.
— Иначе эту проблему просто не решить, и есть угроза получить пандемию. Очень необходимо также создать сеть гепатоцентров во всех областях, которые будут профильно заниматься вирусными гепатитами. Пока же есть только восемь таких заведений. Не хватает профильных медиков, низкая квалификация большинства врачей, устарели методы лечения. Стоит, наконец, понять, что гепатит — это угроза всем и каждому».
Богдан Буткевич,опубликовано в издании Тиждень
Перевод: «Аргумент»