В Крыму вновь живо обсуждают тему строительства моста через Керченский пролив. Поводом для этого, как известно, стало подписание соглашения правительств Украины и России о совместных действиях по организации строительства и поэтапной реализации проекта транспортного перехода. В министерстве инфраструктуры Украины пока молчат о подробностях мегапроекта. А вот крымские власти поделились с «Вестями» некоторыми подробностями.
Как сообщил нам вице-премьер Совмина Рустам Темиргалиев, уже создана специальная межправительственная рабочая группа, которую возглавили вице-премьер Украины Александр Вилкул и министр транспорта России Максим Соколов. Российская сторона, по его словам, разработает и профинансирует технико-экономическое обоснование (ТЭО) будущего перехода. На это уйдет около $20 млн.
Мост, а не тоннель
Рустам Темиргалиев также рассказал, что сейчас рассматривается несколько вариантов перехода. Первый — только автомобильный мост. Второй — к автостраде добавится ж/д магистраль, третий предполагает еще и газопровод. Четвертый вариант включает все перечисленное выше плюс прокладку высоковольтной электросети.
«Окончательный вариант примут после разработки ТЭО. Строительство, по разным оценкам, продлится от 4 до 5 лет. Стоимость проекта от $1,5 до 3 млрд. Окупится переход ориентировочно за 5–10 лет. Стороны будут финансировать строительство поровну, для чего создадут совместное украинско-российское предприятие», — сообщил Рустам Темиргалиев. Он отметил, что на разработку ТЭО уйдет около полугода, потом начнется проектирование.
По мнению вице-премьера, в качестве транспортного перехода, скорей всего, будет выбран именно мост, а не тоннель под дном пролива. В планах два варианта: короткий мост и длинный. «Второй интересен своей устойчивостью, поскольку вариант короткого моста потребует создание дополнительной очень затратной инфраструктуры на косе Чушка», — отметил он.
В Минэкономики Крыма пока не могут описать в цифрах экономический эффект для полуострова от моста на Кубань. Чиновники предлагают дождаться ТЭО, но утверждают, что переход Крыму нужен. А вот глава Таврического института экономического развития Андрей Клименко критикует идею: «Паромная переправа справляется с ростом грузопотока. Планируемый транспортный переход будет иметь эффект, если он станет частью трансконтинентальной магистрали, соединяющей ЕС с Индией. Но для этого нужно остановить войну в Афганистане и Ираке».
Даст работу повысит товарооборот
Зато в Керчи многие уповают на мост. Как сообщила «Вестям» местная жительница Виктория Красова, ей часто приходится переправляться в Россию на пароме. «Это не всегда удобно, потому что из-за непогоды паром могут задержать или отменить. Мост — удобнее и быстрее», — отметила женщина. Доцент Керченского морского технологического университета Александр Бельский говорит, что мост может стать основой для мощного транспортного потока из Европы в Азию: «Этим проектом в 1990-е годы активно интересовались польские специалисты. Они посчитали, что строительство перехода в Керчи может повысить товарооборот их страны на $4 млрд». Он добавил, что около 1/3 жителей Керчи и Ленинского района имеют корни на Кубани, у многих там живут родственники, и люди заинтересованы в бесперебойном сообщении. Инженер-экономист из Керчи Александр Головач уверен, что реализация проекта обеспечит горожан работой: «И целесообразнее строить мост. Тоннель слишком дорого стоит — от $4 до 8 млрд. На мост же уйдет около $1,5 млрд и еще столько же на инфраструктуру: порт, транспортная развязка».
Не все горожане разделяют такой оптимизм. «Дорога на паромную переправу проходит через город. Люди боятся, что если ее расширят, то придется сносить жилые массивы», — говорит керчанка Елена Юрченко. На это заммэра Керчи Татьяна Ликучева заявила: «Если примут решение о строительстве транспортного перехода, то придется строить и объездную дорогу. Жилые кварталы не пострадают».
Стройку начинали немцы в 43-м
За последние 13 лет к теме моста Керчь–Кубань возвращались четыре раза. В 2001 году мэр Москвы Юрий Лужков ратовал за такой транспортный переход, не против был и тогдашний президент Леонид Кучма. Но Оранжевая революция приостановила планы, и об идее моста вспомнили лишь осенью 2007 года во время второго премьерства Виктора Януковича. Глава крымского Совмина Виктор Плакида распорядился создать рабочую группу по сопровождению проекта, но с приходом Юлии Тимошенко в Кабинет министров опять все остановилось. В третий раз о мосте заговорили в 2010 году после победы Виктора Януковича на президентских выборах.
Но реально строить мост начали немцы еще в 1943 году по прямой директиве Гитлера. Но достроить не успели: в 1944 году Красная армия освободила полуостров. По указанию Сталина стройку завершили, но весной 1945 года мощный ледоход разрушил конструкцию.
Источник