«Представьте, что вы – исполнительный директор крупной компании. Могут ли независящие от бизнеса причины повлиять на то, чтобы вы подняли зарплаты вашим сотрудникам?» – задает неожиданный вопрос профессор Уортонской школы бизнеса, психолог Адам Грант (Adam Grant). Ответ оказывается неожиданным. Да, есть большая вероятность этого, если вы – отец дочки. Психологи Майкл Дал (Michael Dahl), Кристиан Дезо (Cristian Dezso) и Дэвид Росс (David Gaddis Ross) сравнили зависимость динамики роста доходов сотрудников датских компаний с 1996 по 2006 год от семейных изменений в жизни их руководства. Оказалось, что руководители-мужчины после рождения у них детей в целом неохотно повышали зарплаты своим работникам. «Однако рождение девочки, как правило, в меньшей степени тормозило финансовое благосостояние нанятых работников, – замечает Грант. ‒ Более того, рождение у крупного босса первой дочки растапливало его сердце и наиболее часто приводило к увеличению бонусов и зарплат». После рождения детей, вне зависимости от их пола, руководители, как правило, всегда повышали свои собственные зарплаты. При этом если рождался мальчик, их аппетиты были выше, а при рождении дочери они, премируя себя, проявляли большую скромность*.
Наличие дочери в семье оказывает влияние даже на результаты национальных голосований. Исследование Эндрю Освальда (Andrew Oswald) и Наттавудх Падхави (Nattavudh Powdthavee) показало, что британские избиратели чаще придерживаются более левых взглядов и голосуют за кандидатов, защищающих социальные ценности равенства, в том случае, если у них есть дочери. И напротив, в большей степени проявляют себя как консерваторы, становясь родителями сыновей**.
Похожие результаты демонстрируют и исследования, проведенные в Соединенных Штатах***. Не только дочери, но и другие члены семьи женского пола делают нас всех, в том числе и мужчин, более толерантными и внимательными к людям. Психолог Пол Ван Ланг (Paul Van Lange) провел эксперимент, в ходе которого участники, играя в настольные игры, выбирали либо опции, отвечающие их собственным интересам, либо также учитывали при выборе интересы партнера по игре. Оказалось, что почти у половины бескорыстных игроков были сестры. Предшествующие исследования Ван Ланга также демонстрировали: чем больше у мужчины, ставшего отцом, было в семье сестер, тем больше времени он проводит со своими детьми. Исследователи полагают, что пример эмпатичного, заботливого поведения, который чаще демонстрируют сестры, бессознательно склонял к этому же и их братьев. «Возможно, что у мальчиков, имеющих сестру, включался естественный импульс защитника и покровителя, который закреплялся в их последующем жизненном поведении и распространялся на других людей», ‒ считает профессор Ван Ланг. «Женская идентичность построена на подобии, так как женщина всегда думает о другом, ‒ говорит юнгианский аналитик Лев Хегай. ‒ Она – существо конформное и коллективное, к тому же природа программирует ее думать о будущем ребенке. Мужская же идентичность построена на отличности – мужчине важно не быть как все. Отсюда большая эгоистичность, выраженная индивидуальность, агрессивность, активность в экспериментах. И в семьях с сестрами у мальчиков больше шансов перенять женские ценности и подавить мужские. Чем больше в семье женщин, тем больше вероятность того, что мужчина будет ими как бы «кастрирован».
Многие мужчины, активно вовлеченные в благотворительность, признают, что стимулом для них стали их жены. Двадцать лет назад, когда Билл Гейтс только начинал строительство своей империи, он отверг предложение создать благотворительный фонд. Тогда он заявил, что намерен подождать как минимум пятнадцать лет, прежде чем начать какие-либо программы помощи, но резко изменил свои намерения уже на следующий год. А три года спустя в списке журнала Fortune мистер Гейтс фигурировал на третьем месте среди самых активных филантропов Америки. Что же явилось причиной этой метаморфозы? В эти годы он женился, и у него родился первый ребенок. Девочка. Сам Гейтс открыто признает, что два самых близких ему человека – мама Мэри и жена Мелинда ‒ оказались катализаторами столь резкого поворота в его интересах. На свадьбе сына Мэри произнесла речь. «Главным в ней была реминисценция из Вольтера, где говорилось, что большая власть подразумевает столь же большую ответственность: от того, кому много дано, многое ожидается», ‒ вспоминает основатель Microsoft, добавляя, что для него это стало важным материнским напутствием. Не менее активно повлияла на благотворительные инициативы мужа и Мелинда, которая не только принимает участие в их общих проектах, но и основала собственный фонд ‒ Giving Pledge.
Очевидно, что феминность в современном мире имеет более сильное влияние на мужчин, чем маскулинность. Отчасти мужчинам психологически выгодно поддаваться влиянию женской субкультуры. «В современной высоко урбанизированной культуре, исповедующей либерализм и потребительство, традиционные мужские качества не востребованы, ‒ утверждает Лев Хегай. ‒ Тяжелый физический труд и агрессивность, необходимые для земледельца и воина, больше не актуальны. Успех определяется, скорее, гибкостью, креативностью, эмоциональной экспрессивностью (имидж) и коммуникативностью ‒ то есть качествами, в большей степени присущими женской природе. Неудивительно, что роль женщин во всех сферах возросла, а мужчины, лишенные традиционно мужских занятий, стремительно феминизируются». Неслучайно и дочки в символическом состязании за степень влияния на отца «побеждают» сыновей. В древних, традиционно аграрных обществах мальчики воспринимались как трудовой ресурс, защитники и наследники, и были предпочтительны. В современном же западном социуме ситуация противоположная. «Общество поощряет раннее отделение молодых мужчин от семьи и противопоставление своих интересов ценностям отцов в попытке выразить собственную индивидуальность, ‒ говорит Лев Хегай. ‒ Поэтому с мальчиками у отцов связано больше проблем. Девочки же теперь также воспринимаются как трудовой ресурс, и даже более надежный. От них больше ждут поддержки в старости, так как они нацелены на сохранение отношений и консервативные ценности. Возможно, еще и поэтому рождение девочки ассоциируется у отцов с благополучием и безопасностью, что позволяет им расслабиться и «подобреть».
Мужчинам выгодно быть щедрыми?
Сравнительный анализ мужского и женского альтруизма показывает, что проявление щедрости со стороны мужчины обычно встречает большую благодарность и поддержку окружения. Женские добрые дела воспринимается как нечто само собой разумеющееся и не вызывают того приятного удивления, которое дарит нам неожиданно великодушный поступок мужчины****. Это, казалось бы, позволяет нам говорить о том, что щедрость выгоднее мужчинам. «В действительности ситуация несколько сложнее, ‒ считает Адам Грант. – Мужчины, которых на работе оценивают как слишком уж безотказных и добрых малых, реже получают продвижение в карьере и увеличение зарплаты. Их любит окружение, но в крупных корпорациях они зарабатывают на 14% меньше в сравнении с более сконцентрированными на своих собственных интересах коллегами. В этой же ситуации женщины, у которых, по всеобщему признанию, доброе сердце, зарабатывают лишь на 5% меньше, чем остальные. Таким образом, чрезмерная акцентуация черт, которые ассоциируются с женской природой, в некоторых обстоятельствах может мужчине повредить». Значит ли это, что позиция альтруизма, помимо возможного морального поощрения со стороны окружающих, не приносит самому человеку никакой практической пользы? Это не всегда так. Исследование работы группы врачей-ветеринаров показало, что женщины в отличие от коллег мужчин в большей степени сострадали и входили в положение владельцев животных, взимая с них меньшую плату. Вместе с тем они не теряли в своих доходах, так как обретали лояльных и преданных клиентов. Этот баланс достижений и заботы о ближнем приводил их к большему финансовому успеху в сравнении с ветеринарами-мужчинами*****.
Неудивительно, что мужчины, состязаясь с женщинами, также порой вынуждены проявлять большую гибкость и понимание. «Безусловно, проблема изменения мужских ценностей под воздействием женщин дуальна, ‒ замечает Грант. ‒ Приобретая лучшие черты женской натуры, мужчина порой утрачивает и важные качества своей идентификации. Найти непростой баланс между стремлением к достижениям, требующим определенной жесткости и напора, и умением слышать и чувствовать ближнего, необходимым для органичного существования в мире, ‒ тот внутренний вызов, который вынужден принимать сегодня современный мужчина».
* asq.sagepub.com/content/57/4/669.abstract
** «The Review of Economics and Statistics», 2010, May; mitpressjournals.org/doi/abs/10.1162/rest.2010.11436
*** «The American Economic Review», 2008, March;
jstor.org/discover/10.2307/29729973?uid=3739864&uid=2&uid=4&uid=3739256&sid=21102225514851
**** «Journal of Applied Psychology», 2005, May;
psycnet.apa.org/journals/apl/90/3/431
***** «Organizational Behavior and Human Decision Processes», 2009, May;
sciencedirect.com/science/article/pii/S0749597808001234
Источник