Стартовый комплекс на "Восточном" - на снимке башня обслуживания закрыла собой место, где будет установлена ракета
"В жизни может измениться все... И оптимизироваться", - эти слова главы Роскосмоса Игоря Комарова на космодроме "Восточный", куда он прилетел, чтобы лично проконтролировать начало сборки ракеты-носителя "Союз", довольно точно отражают ситуацию в российской космонавтике.
Федеральная космическая программа, главный документ, по которому космическая отрасль собирается жить в ближайшее десятилетие, до сих пор формально не утверждена, хотя уже практически согласована.
Не утверждена и федеральная целевая программа развития космодромов на 2016-2025 годы - она находится в самом разгаре процесса изменения и оптимизации.
Сущность этой оптимизации известна - в августе прошлого года, когда уже было ясно, что ФКП будет очень сильно уменьшена, Роскосмос планировал потратить на развитие космодромов 900 миллиардов рублей. Теперь, по словам Комарова, объем финансирования целевой программы составит примерно 600 миллиардов. Согласовать программу планируется к началу июля.
Но, зная, что проект десятилетней космической программы с апреля, когда он был представлен, к концу года "полегчал" на 600 миллиардов рублей, сложно гарантировать на сто процентов, что программа развития космодромов также сохранится в нынешнем объеме. Особенно, если учитывать, что экономика России не выказывает признаков стабилизации и улучшения.
Развитие космодромов
ФЦП по развитию космодромов включает в себя не только строящийся "Восточный", но также и "Байконур", который Россия арендует у Казахстана и северный "Плесецк", который принадлежит министерству обороны, и который служит совсем другим целям - с него полезную нагрузку выводят на другие, полярные орбиты.
Но главное заключается в другом - и "Байконур", и "Плесецк" уже построены, и что-либо оптимизировать в их развитии сложно. Серьезно сократить расходы можно только за счет "Восточного".
На строительство первой очереди "Восточного" уже потрачено 120 миллиардов рублей. Новая программа предусматривает его дальнейшее развитие, и сокращение финансирования уже ударило по планам Роскосмоса.
Уменьшенный космодром
Во время посещения Комаровым космодрома стало известно, что Роскосмос откажется от одной из двух запланированных к постройке пусковых площадок для ракет "Ангара".
На "Восточном" к уже существующей площадки для запусков "Союзов" планировалось построить еще один стартовый комплекс для запусков автоматических аппаратов и другой для пилотируемых систем, которые будет выводить "Ангара-А5" и тяжелая "Ангара-А5В".
"Вы все прекрасно знаете, в какой мы находимся экономической ситуации, и когда мы разрабатывали программу еще полтора-два года назад, ситуация была несколько другая, возможность пошиковать у нас была, мы смотрели как лучше, пытались доказать окружающим и самим себе, что нам нужно два стартовых стола. Но после того как мы попали в ситуацию достаточно сложную, и вы прекрасно знаете, какие сейчас принимаются решения на уровне президента и правительства, была поставлена задача нашим конструкторским бюро [...] как можно все эти работы выполнить с одной пусковой установки", - рассказал временно исполняющий обязанности руководителя Федерального космического агентства Александр Иванов.
Это решение принято в самое последнее время - даже в информационной брошюре, выпущенной к началу сборки "Союза" на "Восточном", значатся две пусковых площадки для "Ангары".
Ракета "Ангара-А5В" повышенной грузоподъемности, способная вывести на околоземную орбиту до 37 тонн, как рассказал Иванов, предназначалась, в частности, для российской лунной программы.
Лунная программа
Вся непосредственная подготовка к полету на Луну в рамках сокращенной ФКП также отодвинута за пределы программы (которая действует до 2025 года), как и планы разработки сверхтяжелой ракеты.
Говорить о каких-то конкретных планах на такой срок руководители Роскосмоса пока не хотят, что в нынешних условиях, когда нет никаких гарантий сохранения финансирования, вполне объяснимо. Даже само решение о начале работ по сверхтяжелой ракете будет принято в течение двух-трех лет.
В руководстве считают, что лучше пока строить менее амбициозные планы по исследованию Луны автоматическими станциями, но с тем, чтобы эта программа могла в перспективе стать основой для пилотируемой.
Что касается нового космодрома, то уверенно говорить можно только о программе запусков "Союза-2" - новой ракеты на базе знаменитого еще с советских времен семейства ракет "Союз".
По словам Игоря Комарова, Роскосмос уже строит планы коммерческого использования нового космодрома, с которого будет запускаться "серьезная часть" новых "Союзов" (по его словам, у агентства подписан 21 контракт на запуски этих ракет).
"Восточный"
"Восточный", на котором в среду началась сборка "Союза" для апрельского пуска, сейчас выглядит уже не как стройка, а как полноценный космодром.
Кое-где еще ведутся монтажные работы, но теперь подготовка к запуску будет включать в себя, в основном, испытания различных систем - автономные и комплексные, которые продолжатся вплоть до старта, запланированного на апрель.
"Восточный" разительно отличается от Байконура, прежде всего размерами.
По зарезервированной на будущее площади он почти в шесть раз меньше, но уже построенная часть выглядит на фоне космодрома в казахской степи совсем небольшой даже с учетом поправки на число пусковых установок, которых на Байконуре девять.
"Восточный" построен явно более рационально. Это проявляется даже в таких деталях, как автомобильная дорога вдоль железнодорожного полотна от монтажно-испытательного комплекса к месту старта: когда на Байконуре ракету вывозят на поезде из МИК к стартовому столу, то охрана, которая сопровождает ее, едет на машинах по довольно разбитому проселку.
Новый стартовый комплекс чисто визуально сильно отличается от байконуровского - прежде всего, ставшей уже знаменитой башней обслуживания, заменившей на стартовом столе хорошо знакомые мачты, "обнимающие" ракету на советском космодроме.
До момента пуска ракета будет находиться внутри нее, а перед самым стартом башня отъедет по рельсам в сторону.
В самих конструкциях пускового комплекса заметны некоторые детали, которые были придуманы еще в 1950-х - например, система мачт, которая удерживает ракету на старте, принципиально не сильно отличается от той, которая установлена на "Гагаринском старте".
Это тоже понятно, учитывая, что "Союз-2" в конечном счете является результатом глубочайшей, но все-таки модернизации еще советского "Союза".
Тем не менее, система управления, предстартового обслуживания ракеты совершенно иная.
Все системы в ней автоматизированы, а сам старт будет контролироваться одним оператором с одного рабочего места.
Кроме того, первый стартовый комплекс "Восточного" сможет обслуживать все три модификации "Союза", которые используются в настоящее время.
СПРАВКА
Космодром "Восточный" возле Углегорска, Амурская область
Макет стартового комплекса для ракеты-носителя Союз-2 на космодроме Восточный
Космодром «Восточный» — будущий российский космодром, строящийся на Дальнем Востоке в Амурской области, вблизи посёлка Углегорск.
Общая площадь зарезервированной территории космодрома составляет 1035 км²
Первый пуск ракеты-носителя изначально планировался на 25 декабря 2015 года, строительные работы должны были закончиться к 30 ноября 2015. По решению президента РФ В. Путина, в связи с неготовностью ряда объектов космодрома, первый пуск перенесён на 25 апреля 2016 года
К 2021 году планируется запуск пилотируемого корабля в беспилотном варианте и в 2023 году — запуск космического корабля с экипажем.
Инфраструктура
Планировалось строительство десяти технических и обеспечивающих площадок:
- стартовый комплекс ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъёмности (до 20 т) в составе двух пусковых установок;
- монтажно-испытательные корпуса для испытаний и подготовки к запуску автоматических КА и пилотируемых космических кораблей;
- объекты для предполётной и предстартовой подготовки космонавтов;
- кислородно-азотный и водородный заводы;
- современный измерительный комплекс, в том числе морской;
- аэродромный комплекс для приёма всех типов самолётов;
- внутрикосмодромные автодороги, железные дороги;
- объекты инженерного обеспечения: миникотельные, водозаборные и очистные сооружения, все виды связи, объекты МЧС;
- различные складские, перегрузочные и ремонтные объекты;
- город для проживания эксплуатационного персонала космодрома с необходимыми медицинскими, социально-бытовыми, торговыми, культурно-развлекательными и спортивными объектами.
СТРОИТЕЛЬСТВО
2013
2014
2015
По материалам: federalspace.ru, roscosmos.ru, bbc.com
Автор основной статьи Павел Аксенов, Русская служба Би-би-си
|